Проблемы Индии

Едва ли не важнейшая из внутренних проблем страны - упомянутая уже национально-религиозная рознь. В республике проживает свыше 100 млн мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи. Индо-мусульманские столкновения в различных районах и борьба сикхского меньшинства вначале за политическую автономию, а затем и за собственное независимое государство - серьезные проблемы для страны. Причем обе они практически неразрешимы, так что радужной перспективы здесь пока нет. К числу упомянутых проблем национально-религиозного характера может быть добавлена та напряженность, которая возникла в 1980-е гг. на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и некоторых других районах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создали серьезную нестабильность. Воспринимая мигрантов в качестве нежелательных пришельцев, местное население активно выступает против них. Следует учесть также и сепаратистские настроения тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималайского района страны, где активно орудуют маоисты, которые за последнее время усилили свое влияние в Непале.

Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями, - демографическая. Быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Правда, наиболее тяжелые его последствия, прежде всего голод, были смягчены успехами зеленой революции и фермерского хозяйства в тех районов Индии, где и то, и другое достигло наибольших успехов, как в Пенджабе. Однако проблема не только остается, но и продолжает быть крайне острой. Попытки решить ее ускоренными темпами, используя административный нажим, результатов не дали, более того, привели к поражению Индиры Ганди на выборах в 1977 г. Вернувшись к власти спустя несколько лет, к такого рода мерам она более не возвращалась. Между тем демографический прирост по темпам и результатам все возрастает. Если эти темпы не снизятся, то скоро проблема перенаселения станет самой острой для страны.

Проблема каст - еще одна из тех, которые не могут не волновать Индию. Хотя законы формально провозглашают равенство людей вне зависимости от кастовой принадлежности, а за представителями низших каст даже забронированы определенные квоты в вузах, государственных учреждениях и т.п., касты играют в Индии практически ту же роль, что и в прошлом. Но характерно, что в отличие от первых двух острых для Индии проблем, создающих дестабилизирующие импульсы, кастовая структура в некотором смысле играет в современной Индии роль стабилизирующего фактора. Вошедшее в норму неравенство держит более половины, едва ли не три четверти населения страны на уровне бытия вчерашнего дня. Относящееся к низшим кастам большинство привычно не претендует на ту долю имущества страны, которая по справедливости должна была бы ему принадлежать. Оставаясь на низком уровне развития и едва влача существование, оно тем самым дает возможность меньшинству, прежде всего городскому населению и социальной верхушке деревни, пользоваться благами современных достижений экономики и техники. Как ни парадоксально, объективно это способствует не только быстрому продвижению страны вперед, но и уменьшению количества тех, кто все еще бедствует, т.е. индийской части мировой деревни. Если бы не сдерживающие функции кастовой системы, бурный рост численности населения в Индии, которое и без того уже заметно превышает миллиард человек, мог бы привести к катастрофическому усилению экстремизма.

пример

Впрочем, кое-что в этом смысле в Индии уже ощущается. В частности, оно дало о себе знать в связи с проблемой индуистской святыни в Айодхье (некогда столице княжества Ауд), где на месте разрушенного Моголами храма несколько веков назад была возведена мечеть Бабура, которую в 1992 г. снесли радикально настроенные индуисты. Естественно, это вызвало энергичный протест мусульман и привело к серьезным конфликтам.

К числу острых проблем стоит отнести и неспособность городских властей справиться с притоком в города, особенно большие, переселенцев из деревни, вынужденных существовать без жилья и работы, ночевать на тротуарах. И это несмотря на сдерживающую функцию каст, которая заметно сокращает обычную для развивающегося мира долю сельского населения, выбитого из привычной колеи бытия и стремящегося в города.

Внутриполитическая напряженность, кастовая и национальная рознь обычно являются подоплекой той предвыборной борьбы, которую ведут партии и их коалиции в ходе избирательных кампаний. Желая заручиться поддержкой своих, кандидаты обычно опираются на складывавшиеся веками в той или иной части страны патронажно-клиентные связи, кастовые предпочтения, даже на престиж имени, особенно княжеского. В Индии княжества были упразднены, но получившие пенсии семьи правивших в недавнем прошлом князей по-прежнему имеют в стране немалый престиж, что играет свою роль на выборах.

пример

В этом смысле партии в современной Индии, особенно на уровне штатов, не следует воспринимать как организации европейского типа, союзы политических единомышленников. Не настаивая на точности и тем более бесспорности дефиниции, стоит заметить, что в немалой мере, если не по большей части это форма организации своих, сплоченность которых способна обеспечить поддержку тому, кто имеет здесь престиж, корни которого восходят к прошлому.

Вообще многие демократические нормы и институты современной Индии не просто вписываются в традицию, но и воспринимаются привыкшим к ней сознанием людей в привычно традиционном духе. Сказывается определенная сущностная близость того и другого (идейная терпимость, плюрализм, уважение к правам меньшинства, ненасилие и т п.). Свою роль играют и двухвековое колониальное владычество англичан, определенная ориентация общего развития современной Индии. Но при всем весьма существенном типологическом сходстве с европейской парламентарной демократией индийская политическая система во многом остается восточной. И не просто восточной, но именно индийско-индуистской с характерной для нее общинно-кастовой основой.

пример

Говоря о проблемах современной Индии, стоит упомянуть о том, что вплоть до сегодняшнего дня в стране проживает около 160 млн так называемых неприкасаемых (долитое), которые являются наиболее презираемой и неустроенной в бытовом отношении частью населения страны. Попытки их выбраться из той ямы, куда они были определены ходом исторического развития (в частности, отказ от индуизма в пользу ислама, христианства, буддизма), мало помогают. Для всего остального населения они по-прежнему остаются далитами с соответствующим к ним отношением.

Община и каста живы в Индии и сегодня, и это одна из серьезных проблем страны. Собственно, это именно та проблема развития, которая ныне столь важна для всего развивающегося мира. В стране, где каста слаба, а место общины занял фермер (например, в Пенджабе, прежде всего среди сикхов), там зримы и реальные итоги развития. О стабилизирующей функции касты уже шла речь, но не менее, если даже не более значима ее консервирующая функция, явно противостоящая задачам развития. Сохранит ли свою значимость эта функция? И не приведет ли мощный демографический взрыв в последующие полвека к очередному удвоению населения страны? А если такое случится, то сумеет ли общинно-кастовая Индия, которая к тому времени явно еще не превратится в фермерскую, прокормить страну? И какова отдаленная перспектива? Ответов на эти вопросы нет. Выход же на авансцену политической жизни Индии коммуналистов с их национально-религиозными идеями - некий ответ, своего рода реакция на вызов эпохи. Впрочем, коммунализм не способен решить демографические проблемы, хотя он может как-то содействовать сохранению общины и каст и тем самым смягчить последствия энергичного развития страны. Словом, одна проблема упирается в другую - и снова не видится приемлемых решений.

Конечно, Индия здесь далеко не одинока, стоит вспомнить аналогичные проблемы Африки. Но от этого не легче, хотя бы потому, что по абсолютным цифрам в сочетании с темпами прироста Индия не только лидирует, но и далеко оторвалась от остальных. Численность населения всей Африки пока что меньше, чем жителей Индии, а скромные темпы прироста населения в Китае все же несравнимы с индийскими, где о контрацептивах по-прежнему не заботятся.

По сравнению с острыми внутренними все остальные проблемы Индии представляются незначительными и второстепенными. Международный авторитет страны высок, а противоборство с Пакистаном или КНР, временами достигавшие уровня военных действий, правда, ограниченных и кратковременных, не доставляет ныне стране слишком больших забот. Хорошо известны и заслуживают уважения миролюбие Индии, ее многочисленные внешнеполитические инициативы, завидная для всего развивающегося мира прочная внутренняя стабильность, вполне гармонично уживающаяся с ее упоминавшимися уже серьезными проблемами. Достаточно напомнить, что Индия не знакома ни с политическими и тем более военными переворотами, ни с попытками армии играть важную политическую роль, ни с чересчур острыми и одинаково значимыми для всей страны социальными конфликтами. Видимо, это является и еще долгое время будет нормой для Индии - нормой, уходящей корнями в традицию и огражденной соответствующими институтами парламентской демократии, тоже уже обретшей прочность традиции.

Завершая рассказ об Индии, вновь необходимо отметить, что за последние годы эта страна совершила огромный рывок в области новейших технологий. Речь не только о том, что Индия владеет атомными бомбами и ракетами как средствами их доставки (пусть того и другого пока немного, важен сам факт), но также и о том, что индийские специалисты умеют создавать мощные быстродействующие компьютеры мирового класса, имеют великолепную современную химико-фармацевтическую индустрию, да и многое другое. ВВП на душу населения 3,1 тыс. долл. США.