Проблематика и типология антикризисного управления

Антикризисное управление предназначено для решения большого и сложного комплекса проблем развития организации.

Совокупность этих проблем можно представить в четырех блоках (рис. 3.3).

1. Проблемы, связанные с управлением кризисными явлениями.

2. Проблемы функционально-методологического характера.

3. Проблемы информационного и прогностического характера.

4. Проблемы санации и эффективности антикризисного управления.

Рис. 3.3. Проблематика антикризисного управления

Необходимо конкретизировать состав проблем по каждому из этих блоков. Первый блок – это проблемы управления на разных этапах цикличного проявления кризисного развития организации: проблемы предотвращения распространения кризиса и поддержания жизнеспособности организации, выхода из кризиса и ликвидации последствий. На каждом этапе процесса управления должна меняться ориентация на те или иные средства механизма управления (мотивационные установки, ограничения, ответственность, система ценностей и пр.). В одном случае это может быть ужесточение организации, в другом – смягчение организационных требований, использование приемов неформального управления.

Второй блок проблем связан со сферами деятельности в объекте управления. В него входят методологические проблемы антикризисного управления, финансово-экономические и социально-психологические, организационные и правовые проблемы.

Третий блок – процессуальные проблемы антикризисного управления: прогнозирование кризисов и оценка кризисных ситуаций, готовность к риску и предвидение возможных последствий кризиса, разработка и реализация антикризисных управленческих решений и инновационных стратегий.

Четвертый блок проблем можно назвать коммуникационным. Он включает проблемы социально-экономического характера, проблемы работы с персоналом, исключения конфликтных ситуаций, мотивирования антикризисных подходов к деятельности.

Существует и еще одна весьма важная группа проблем – проблемы приоритетов управления, их выбора и реализации. Состав приоритетов весьма разнообразен. Выбор приоритетов зависит от характера проблемы, компетенций, момента времени и др. (рис. 3.4).

В реальной практике антикризисного управления все эти проблемы теснейшим образом взаимосвязаны, решение одной из них ведет к созданию условий для решения другой. Но это происходит лишь в том случае, если учитываются связи проблем, их содержательное взаимодействие, если определяются главные, ведущие проблемы. В этом проявляются и профессионализм, и искусство антикризисного управления.

Следует иметь в виду, что острота проявления различных проблем неодинакова. И не всегда представляется возможным

Рис. 3.4. Система приоритетов антикризисного управления организацией

заблаговременно ее определить и, следовательно, учесть соответствующим образом.

Антикризисное управление по комплексу своих характеристик может быть различным. В его практическом осуществлении всегда возникает проблема выбора вида, наиболее приемлемого в конкретных ситуациях функционирования и развития организации.

Различают опережающее и реактивное антикризисное управление. Они различны по своим характеристикам, назначению и последствиям (табл. 3.1). Существует целый комплекс признаков того и другого. Главным в опережающем антикризисном управлении является прогнозирование опасности возникновения кризисов, определение и обеспечение готовности к кризисным ситуациям. В реактивном антикризисном управлении главным становится своевременная реакция на возникновение кризиса, оперативные действия поддержания жизнеспособности организации, выявление позитивных моментов преодоления кризиса и выхода из него.

И тот, и другой тип антикризисного управления имеет и преимущества, и недостатки. В практике управления необходимо сочетание обоих типов.

Таблица 3.1. Основные виды антикризисного управления

Признаки сравнительного анализа

Опережающее антикризисное управление

Реактивное антикризисное управление

Целевая установка

Поддержание устойчивости. Готовность к кризисным ситуациям. Профилактика случайных кризисов

Оперативные действия по выживаемости системы

Временные ограничения

Прогнозируемый период до возникновения угрозы кризиса

Моменты явной угрозы наступления кризиса (банкротства)

Ресурсные ограничения

Сравнительно мягкие

Предельно жесткие

Информационные

потребности

О состоянии внешней и внутренней среды. Научно-аналитическая информация

Оперативная информация о состоянии внутренней среды

Необходимые темпы изменений

Ритмичность прогнозно-аналитической работы. Спокойные темпы

Высокие темпы работы. Дефицит времени. Стрессовые ситуации

Уровень неопределенности

Относительно высокий, но зависит от методик и сроков прогнозирования

Средний или низкий, зависит от информационного обеспечения управления

Степень централизации управления

Относительно невысокая, отвечающая потребностям нормальной ритмичной работы

Завышенная с усилением контроля и ответственности

Сочетание стратегических и тактических решений

Оправдывается задачами предотвращения угроз и использованием возможностей

Преимущественно тактические решения с разработкой замыслов послекризисной стратегии