Приватизационные программы 1990-х гг.

Приводимые ниже данные дают представление о масштабах приватизации в первой половине 1990-х гг. в некоторых развитых и развивающихся странах. Из табл. 9.3 и 9.4 видно, что стоимость продаваемых компаний выше в развитых экономиках, где сформировались зрелые фондовые рынки.

Таблица 9.3. Крупные приватизационные программы в развитых странах, 1991–1996 гг.

Страна

Сектор

Данные о компании

Доля частных инвесторов в совокупной стоимости компании после приватизации, %

Стоимость (млрд долл.)

Австралия (Виктория)

Электроэнергетика

Пять распределительных компаний (1995), две генерирующие компании (1996)

100

6,2

Бельгия

Телекоммуникации

Belgacom (1995)

49,9

2,5

Великобритания

Телекоммуникации

British Telecom (1984–1993)

100

22,8

Электроэнергетика

National Power and PowerGen (1991 и 1995) Scottish Power (1991)

100

100

10,0

3,7

Железные дороги

Riltrack (1996)

100

3,2

Германия

Телекоммуникации

Deutsche Telecom (1996)

26

13,3

Дания

Телекоммуникации

TeleGanmark (1994)

48,3

3,3

Испания

Нефтедобыча

Repsol (1989–1996)

90

>5,0

Италия

Электроэнергетика

ENI (1995–1996)

31

9,8

Страхование

INA (1994–1996)

100

6,1

Нидерланды

Телекоммуникации

KPN (1994–1995)

55

7,8

США

Телекоммуникации

102 PCS licenses (1995) 493 PCS licenses (1996)

100

100

7,7

10,2

Франция

Нефтедобыча

Elf-Aquitaine (1994 и 1996)

100

8,8

(за 47,7%)

Банки

BNP (1993)

100

4,8

(за 72,9%)

Страхование

UAP (1994)

100

3,3

(за 50,3%)

Сталь

Usinor Sacilor (1995)

64

3,0

Япония

Железные дороги

JR East (1993) JR West (1996)

62,5

68

8,9

4,5

Табачная промышленность

Japan Tobacco (1994 и 1996)

33

7,7

Таблица 9.4. Крупные приватизационные программы в развивающихся странах, 1991–1996 гг.

Аргентина

Телекоммуникации

TelecomArgentina (1990–1992) Telefonica de Argentina (1990–1991)

100

100

1,8

1,5

Электроэнергетика

SEGBA, Hidronor, AEE (1992–1996)

51–100

>3,5

Газ

Gas del Estado – разделен на 10 предприятий (1992–1995)

70–100

>2,9

Нефтедобыча

YPF (1993)

61

3,0 (за 45,3%)

Бразилия

Электроэнергетика

Light Servicos de Electricidade (1996)

51

2,2

Сталь

Usiminas (1991– 1994)

CSN (1993)

90

81,9

2,0

1,5

Куба

Телекоммуникации

Ectesa (1994)

49

1,4

Чехия

Телекоммуникации

SPT (1995)

27

1,5

Германия (бывшая ГДР)

Горнодобывающая

Mibrag (1993) Laubag (1994)

100

100

1,9

1,4

Электроэнергетика

VEAG (1994)

100

5,2

Туризм

InterHotel Group (1992)

100

1,3

Венгрия

Электроэнергетика

2 генерирующие и 6 распределительных компаний (1995)

34–49

1,3

Телекоммуникации

MATAV (1993– 1995)

75

1,7

Индонезия

Телекоммуникации

Indosat (1994)

PT Telkom (1995)

32

19

1,0

1,7

Малайзия

Электроэнергетика

Tenaga Nasional Berhad (1992)

23

1,2

Мексика

Банки

Телеком

муникации

Железные

дороги

Banamex (1991) Bancomer (1991) Telmex (1990– 1994)

Northeast Line (1996)

70,7

62,6

100

80

3,2

2.5

7.5 (за 51%) 1,4

Перу

Телеком

муникации

CPT and Entelperu (1994–1996)

95

3,1 (за 59%)

Сингапур

Телеком

муникации

Singapore Telecom (1993)

11

2,7

Тайвань

Сталь

China Steel (1989– 1995)

52,5

3,0

Венесуэла

Телеком

муникации

CANTV (1991 и 1996)

100

2,9

Источник: Guislain Р. (1997). The Privatization Challenge. The World Bank. Washington. DC. P. 4–5.

Приватизация в развивающихся и переходных экономиках

Приватизационные процессы проходят и в развивающихся странах, и в переходных экономиках, однако экономические условия там существенно отличаются. Многие предприятия, находящиеся в государственной собственности, убыточны, рынки капитала и другие рыночные институты плохо развиты. Продажи компаний связаны с высокими организационными издержками и затрудняются непрозрачностью финансовой документации предприятий, отсутствием всех необходимых бухгалтерских документов, невозможностью точно оценить активы и обязательства. Зачастую решения о проведении приватизации носят скорее политический, нежели экономический характер. Так, например, сравнительное исследование С. Оппер показало, что различия в темпах и масштабах приватизации в странах Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг. во многом определялись именно политическими факторами и комбинациями групп интересов, имеющих влияние на политиков[1].

Наряду со сменой собственника в развивающихся экономиках популярны и другие меры – реструктуризация при сохранении государственной собственности, заключение контрактов с директорами предприятий и оплата по результатам деятельности, финансовый и управленческий аудит и т.д.