Приоритеты управления – изменение его типов

Известно, что любое управление в обобщенном его представлении характеризуется приоритетами. В некотором отношении изменение приоритетов характеризует изменение моделей менеджмента. Ведь смена приоритетов происходит в соответствии с потребностями и условиями производства, экономики и общества. Если проанализировать тенденцию смены приоритетов в предмете управления в прошлом и экстраполировать тенденцию в будущее с учетом особенностей современного управления, то можно выделить несколько ступеней последовательной смены приоритетов (схема 15.1).

Предметом управленческой деятельности, предметом воздействия всегда остается деятельность человека, но меняются приоритеты различных сторон деятельности и вообще жизнедеятельности человека. В прошлом управление отдельными действиями перерастало в управление видами деятельности. Далее акцент смещался в управление поведением и общением (человеческий фактор управления, организационное поведение и пр.). Сегодня, в эпоху информатизации всех сторон жизни, наиболее актуальными и эффективными становятся управление коммуникациями, новые мотивационные подходы, рождаемые информатизацией, управление отношениями. В будущем па первое место в системе приоритетов будут выходить управление интеллектуальным и духовным развитием, управление культурой и качеством жизни, управление знаниями.

Схема 15.1. Ступени развития менеджмента

Развитие управления можно проследить и в смене приоритетов в методологии и организации управления. Здесь также можно выделить несколько ступеней движения в будущее. Это этапы превращения управления спорадического в далеком прошлом в управление функционально-специализированное, интегрирующее и далее – в диверсифицированное. Сегодня мы находимся на пороге информатизированного и профессионального управления. Завтра для нас главным будет управление образовательное, которое отражает потребность в непрерывном комплексном образовании. В будущем нас ожидает культурно-мотивационное управление и развивающее его социально-демократическое управление, в котором главным фактором мотивации эффективной деятельности будут культура и участие в управлении, а также социальное партнерство. Все это отражает тенденции генезиса управления, смену его типов, углубление принципов менеджмента.

Следует отметить, что готовность менеджмента к будущему проявляется, главным образом, в понимании менеджером тех тенденций, которые определяются объективными факторами и отражают закономерные тенденции развития, вызванные научно-техническим прогрессом, социальными изменениями и экономическими условиями.