Принятие устава

Проект устава муниципального образования (проект решения о внесении изменения в устав) могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и формы прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Следовательно, процедура внесения проекта устава муниципального образования на рассмотрение должна устанавливаться самим уставом.

Что касается процедуры принятия устава, то она не исчерпывается непосредственно актом голосования в представительном органе муниципального образования. Несмотря на то что население муниципального образования не может принять участие в голосовании по вопросу принятия устава, оно участвует в процедуре его принятия. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также порядка участия граждан в их обсуждении. Проекты устава, акта о внесении изменений и дополнений в устав должны выноситься на публичные слушания. Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования. Инициаторами публичных слушаний выступают: население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом устава муниципального образования, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.

Решение, принятое по результатам публичных слушаний, подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также обязательному рассмотрению и обсуждению представительным органом муниципального образования. Тем не менее, это решение носит для местных органов власти рекомендательный характер.

Если изменения в устав вносятся в связи с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами в части закрепления в нем вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, го такие изменения на публичные слушания не выносятся.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Необходимо отметить, что все правила, применяемые для разработки и принятия устава муниципального образования, характерны также и для муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.