Принцип минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права

Принцип минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права – это принцип, сущность которого вытекает из закрепленного в п. 3 ст. 55 Конституции положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положений ст. 3 НК РФ конкретизируют конституционно-правовые нормы. Так, пункты 3–4 ст. 3 НК РФ закрепляют, что недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Сущность принципа минимально необходимого ограничения нрав частных субъектов налогового права тесно взаимосвязана с самим понятием налога и целей его взимания[1]. Налог выступает как инструмент справедливого распределения бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями, в связи с этим он неминуемо ограничивает право собственности частных лиц. Однако согласно своему основному назначению налог не призван ограничивать иные права субъектов, препятствовать реализации их экономических и социальных прав, признаваемых иными отраслями российского права. В этом отношении налогообложение должно быть нейтральным.

Показательно в связи с отмеченным Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П. В н. 3 данного Постановления отмечается, что согласно ч. 1 ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Установленные нормативными актами правительства Москвы, правительства Московской области и главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают разрешительный правовой режим регистрации граждан, который не соответствует праву каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выбирать место жительства. Отказ в регистрации на основании оспариваемых актов, кроме того, носит характер санкции за неуплату установленного сбора. Эти нормы препятствуют реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией, в частности, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме; права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; права свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства; права на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования.

Данный конкретный пример из числа дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ, показывает большое практическое значение налогово-правового принципа минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права.