Принципы и правила логистики

Логистика как экономическая составляющая предпринимательства признается самой наукоемкой. Для реализации логистического подхода, обоснования и принятия логистических решений необходимы знания общенаучных, экономических, специальных дисциплин, а в последнее время – и знания из области бурно развивающихся междисциплинарных исследований, например, таких, как управление цепями поставок. Научные дисциплины, на которых базируется современная логистика, представлены на рис. 1.1.

Особо следует отметить связь логистики со смежными экономическими дисциплинами, конкретно – маркетингом, коммерцией, организацией производства и менеджментом. Вместе данные дисциплины формируют комплексную эко-

Рис. 1.1. Преемственность и связь логистики с научными дисциплинами

номическую составляющую производственно-коммерческой деятельности в предпринимательстве. При этом продуктами сопряжения смежных дисциплин предстают: маркетинговая логистика, коммерческая логистика, производственная логистика, логистический менеджмент. Взаимосвязь задач, решаемых при использовании знаний по данным дисциплинам, представлена в табл. 1.2.

В условиях экономики, ориентированной на потребителя, функциональное разобщение логистики, маркетинга, коммерции, организации производства и менеджмента недопустимо. Подчиняясь главной цели коммерции – получению прибыли от производства и продажи товаров и услуг, логистика и маркетинг обеспечивают стратегические приоритеты менеджмента, выполняют тактические задачи.

Исторически выйдя на предпринимательскую арену в более поздний период, логистика реализует маркетинго-

Таблица 1.2

Взаимосвязь логистики с задачами маркетинга, организации производства, коммерции и менеджмента

Смежная

дисциплина

Цель практической реализации знаний

Задачи, пересекающиеся с объектно-предметной областью логистики

Маркетинг

Максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни

Маркетинговая логистика:

• исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в целевых сегментах рынка;

• развитие отношений с потребителями;

• формирование ассортиментной политики фирмы;

• разработка ценовой политики фирмы;

• послепродажное обслуживание;

• выбор тары и упаковки и т.д.

Коммерция

Закупка и продажа товаров и услуг с максимальной прибылью

Коммерческая логистика:

• развитие отношений с поставщиками;

• развитие отношений с покупателями;

• организация каналов товародвижения;

• управление производственными и товарными запасами;

• логистические услуги и т.д.

Организация производства

Рациональная организация технологического процесса, включая развитие техникотехнологической базы производства

Производственная логистика:

• поддержка технологических процессов;

• организация внутрипроизводственных каналов движения сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и пр.;

• управление запасами незавершенного производства и т.д.

Менеджмент

Управление предпринимательской деятельностью, обеспечение прибыльности или доходности фирмы путем эффективного использования ресурсов, реализации кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника

Логистический менеджмент:

• контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• обеспечение автоматизации производства и управления и т.д.

вый выбор, увязывая покупателя, транспорт и поставщика в мобильную, организационно-технологически и планово-экономически согласованную бизнес-систему.

Маркетинг отслеживает и фиксирует возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.

Маркетинг предполагает применение системного подхода к организации товародвижения. При эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы организационно-технологической интеграции всех участников товародвижения являются компетенцией не маркетинга, а логистики.

Маркетинг предусматривает исследование рынка, организацию рекламы, активное воздействие на покупателя и т.д. Логистика же обеспечивает формирование организационно-технологически сопряженных систем товародвижения по каналам распределения, а также систем контроля за их прохождением.

Целью логистики является создание эффективной системы менеджмента материальных, финансовых, сервисных, информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставок продукции с минимальными затратами. Изначально система логистического менеджмента создается как система функционального менеджмента и подчиняется реализации базовой концепции логистики. Дальнейшее развитие системы связывается с достижением межфункциональной координации посредством перехода к процессному (управление процессами) и операционному (управление операциями) менеджменту, а также позаказному менеджменту (управление заказами).

Функциональный логистический менеджмент па предприятии имеет двоякий смысл. Содержательно логистический менеджмент представляет собой сочетание общих функций управления (планирование, организация, контроль, учет и анализ, регулирование, координация) со специальными функциями управления (управление качеством логистического обслуживания, управление логистическими издержками, управление риском, управление логистическими инновациями) для достижения цели предприятия. Это с одной стороны, а с другой – логистический менеджмент реализуется в функциональных сферах логистики, которые соотносятся со стадиями воспроизводственного цикла – материально-техническое снабжение, производство, сбыт.

Соответственно этому понимается достижение межфункциональной координации в логистическом менеджменте – установление и развитие межфункциональных связей предприятия, обусловленных потоком заказов. В этом смысле главная задача логистики заключается в том, чтобы согласовать потоки заказов от потребителей – покупателей готовой продукции с потоками заказов к поставщикам материально-технических ресурсов и обеспечить их исполнение организацией движения материальных, сервисных, финансовых, информационных потоков, поддерживающих межфункциональные связи. По сути, эта задача направлена то, чтобы разрушить межфункциональные барьеры, стоящие на пути к интеграции. Учитывая, что потребительскую ценность создают не функции, а процессы, вся организационная активность должна быть направлена на переход от управления по функциям к управлению процессами при создании межфункциональной команды менеджеров-логистов. Следствием такого перехода может стать трансформация функционального логистического менеджмента в процессный менеджмент и операционный менеджмент, имея в виду, что операции и процессы подвергаются комбинированию сообразно содержанию заказа.

По общим правилам, логистический менеджмент осуществляется через процедуры управления. Особенностью логистического менеджмента является необходимость согласования со всеми областями менеджмента функционирования и развития предприятия, в том числе материального, производственного, кадрового, финансового, информационного, инновационного, инвестиционного в процессах управления снабжением, производством и сбытом готовой продукции.

Логистика способствует повышению эффективности предпринимательства при соблюдении следующих условий согласования:

• поддержание связи логистики с корпоративной стратегией фирмы;

• налаживание межфирменного взаимодействия и координации при выработке стратегии;

• проектирование логистических процессов и логистических операций;

• совершенствование организации движения материальных потоков;

• организация обмена информацией, применение современных технологий обработки и передачи пользователям;

• эффективное использование человеческого капитала и управление трудовыми ресурсами;

• определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания для повышения рентабельности;

• учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей.

При соответствующей постановке логистического менеджмента главная задача логистики преобразуется в ряд частных задач:

• разработка алгоритмов управления операциями товарного обмена и товародвижения;

• обеспечение адекватности материального, сервисного, финансового, информационного и других потоков;

• быстрая реакция на требования потребителей;

• минимизация расхождения между потребностями и возможностями закупки и производства;

• определение стратегии и технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров;

• совместное планирование объемов производства, транспортировки и складирования;

• диспетчирование материального потока и передача данных о нем в единый управленческий центр;

• выработка стандартных требований к качеству товаров, тары и упаковки;

• сокращение времени хранения и транспортировки грузов; и пр.

Современная логистика базируется на принципах системности, комплексности, научности, конкретности, конструктивности, надежности, вариантности, интегративности, эффективности, гибкости, превентивности[1]. Смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ данных принципов раскрыто в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Принципы логистики

Принцип

Смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ

Системность

Формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода.

Связь затрат на отдельные операции по поставкам и перевозкам товаров со стратегическим планом фирмы.

Достижение связности логистики с маркетингом и производством.

Организация снабжения, производства, сбыта, хранения и транспортировки как единого материального потока

Комплексность

Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях. Координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов.

Осуществление централизованного контроля по выполнению задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы.

Стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами но товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности

Научность

Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком – от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока. Признание за квалифицированным персоналом статуса важного ресурса логистических структур фирмы

Конкретность

Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями.

Осуществление движения с наименьшими затратами всех видов ресурсов

Конструктивность

Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

Тщательное выявление деталей всех операций материально-технического снабжения, хранения и транспортировки товаров

Надежность

Обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока. Широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением.

Повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки

Вариантность

Возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса. Целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы

Интегративность

Искомые качества присущи лишь логистической системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности

Эффективность

Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий, при данных субъектах этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек

Гибкость

Встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия

Превентивность

В логистике допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений, диспропорций и их отрицательных воздействий на логистическую систему

Цель, задачи и принципы логистики являются достаточно универсальными и вполне органично вписываются в стратегические цели и тактические задачи субъекта предпринимательства. Они считаются реализованными, если выполнены семь правил логистики, в терминах, заимствованных из зарубежной литературы, их именуют правшами 7R:

1) right productнужный товар•,

2) right quantityнужное количество•,

3) right conditionнужное качество•,

4) right placeнужное место•,

5) right time – нужное время•,

6) right costнужная стоимость•,

7) right customer – нужный потребитель.

Вместе правила 7R означают следующее: обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с минимальными затратами. При переходе от функционального логистического менеджмента к процессному менеджменту в дополнение к ним вводится правило right personificationнужная индивидуализация (от лат. personalis – касающийся только данного лица, личный), которое требует формирования системы обслуживания для каждого отдельного заказа.

Правила исходят из содержания базовой концепции логистики и получают воплощение в концепции предпринимательской логистики, ориентируя ее па удовлетворение потребностей заказчиков. При этом становится очевидным, что соблюдение требований способствует превращению потенциальных потребителей в фактические и, наоборот, несоблюдение ведет к потере потребителей и, соответственно, доли рынка. Такое действие проистекает оттого, что логистика участвует в формировании потребительской ценности продукта труда.

Ценность, как известно, складывается из четырех видов экономической полезности: форма, владение (физическое обладание), время, место. Форма продукта создается в процессе производства и преобразуется в процессе до- и послепродажного обслуживания; полезность формы поддерживается при выполнении операций по упаковке, маркировке заказа, хранению и пр., которые можно рассматривать как подготовку к перемещению объектов будущего материального потока посредством оказания услуг. Полезность владения обнаруживается в свете открывающихся перспектив использования объектов как продуктов производственнотехнического назначения и конечного потребления, т.е. извлечения их полезных свойств, или передачи их в пользование и распоряжение посредством перемещения. Однако наибольшее участие в формировании потребительской ценности логистика проявляет относительно времени и места – она обеспечивает наличие продукта тогда и там, где он необходим потребителю.