Лекция 14. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

В результате изучения этой главы студенты должны:

знать

• основные теории внутриличностного конфликта;

• понятие и виды внутриличностных конфликтов;

• последствия внутриличностного конфликта;

• влияние внутриличностного конфликта на деловые коммуникации;

• влияние рыночных отношений на развитие внутриличностного конфликта;

уметь

• объяснить причины внутриличностного конфликта и по возможности вовремя предотвратить их;

• использовать механизмы психологической защиты личности;

владеть

• основными способами профилактики и разрешения внутри- личностных конфликтов.

Я стал иным? И чуждым сам себе?

Я превратился

В бойца, который сам с собою бился?

На самого себя наперекор судьбе

Восстал и изнемог с самим собой в борьбе?

Ф. Ницше

На деловые коммуникации оказывают большое влияние не только социально-психологические конфликты, о которых шла речь в предыдущей главе, но и внутриличностные конфликты. Личность, находящаяся в состоянии внутренней дисгармонии, в разладе сама с собой, уже не может адекватно взаимодействовать со своими партнерами. В этом случае коммуникация будет затруднена в самых различных аспектах: как в вербальном, так и в невербальном общении; как в умении говорить, так и в умении слушать; как в выступлении перед аудиторией, так и в письменной коммуникации; как в беседе с подчиненным, так и с руководителем и т.д.

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого и развертывается конфликт. Другими словами, личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но и прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда "спокойная совесть", он, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком.

Теории внутриличностного конфликта

Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его понимание внесла философская и художественная литература. Научное же изучение его началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856–1939), раскрывшего биопсихический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890–1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова осла[1], находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода. Схематично эту конфликтную ситуацию можно представить на следующей схеме (где Л – личность, С1 – сила 1, С2 – сила 2):

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример – ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой – ему грозит наказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить так:

3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили. Эту конфликтную ситуацию можно представить так:

Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления – американский психолог Карл Роджерс (1902–1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является "Я-концепция" – представление личности о самой себе, образ собственного "Я", формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе "Я-концепции" происходит саморегуляция поведения человека. Но "Я-концепция" часто не совпадает с представлением об идеальном "Я". Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между "Я-концепцией", с одной сто

роны, и идеальным "Я" – с другой, и выступает как внутри- личностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.

Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1968). Согласно Маслоу мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви;

4) потребность в уважении;

5) потребность в самоактуализации.

Самая высшая – потребность в самоактуализации, т.е. в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Еще одна весьма популярная теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (1905–1997), создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию (от греч. logos – мысль, разум и греч. therapeia – лечение)[2]. По его определению, логотерапия "занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла".

Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом[3], или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутри- личностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в "ноогенных (нусогенных) неврозах" (от греч. noos – смысл).

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством "духовного ядра личности", в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.

Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пустоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апатии. При этом важно отметить, что скука ставит перед психиатром гораздо больше проблем, чем нужда. Здесь дело заключается в том, что от нужды избавиться гораздо легче, чем от скуки и апатии. Скука – свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно – смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.

Значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы внесли и российские ученые: А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин и др. Но прежде всего мы хотели бы обратить внимание на деятельностный подход А. Н. Леонтьева (1903–1979), который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, ОГЛАВЛЕНИЕ и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда нс напоминает застывшую пирамиду.

В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или, как сегодня принято говорить, мотивационное поле. "Структура личности, – писал он, – представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как “направленность личности”, неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной"[4].

Противоречивое взаимодействие этих "вершин" мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.