Внутрикорпоративный PR. Особенности использования PR во внутренней структуре организаций

Внутрикорпоративные коммуникативные связи, выполняющие информационную, управленческую и объединяющую (разрозненные части социума в единое социальное целое) функции, выполняют внутри компании важную задачу менеджмента, которая устанавливает и поддерживает отношения между организацией и ее сотрудниками. Определяющая цель мероприятий по связям с общественностью — формирование управляемого позитивного имиджа фирмы, а также ее продукта в глазах широкой общественности: самих сотрудников организации, клиентов, партнеров, властей.

Формированием внутрикорпоративных связей в организациях занимаются службы по связям с общественностью (или отдельные их представители), как правило, являющиеся составной частью структурного подразделения организации по управлению персоналом. Это большая и ответственная работа, которой необходимо уделять большое внимание. Задача службы по внутрикорпоративным связям с общественностью состоит в том, чтобы содействовать эффективному управлению человеческими ресурсами.

Эффективность деятельности современной компании зависит от сплоченности персонала, от доверительных, заинтересованных отношений между руководством и сотрудниками, от надежности вертикальных и горизонтальных связей.

Формирование коммуникации внутри компании

Работа по установлению внутрикорпоративных коммуникативных связей с сотрудниками компании должна строиться на основе двусторонних партнерских взаимодействий. В организациях с высоким и эффективным уровнем коммуникативного взаимодействия сотрудники, как правило, хорошо информированы обо всех необходимых им для продуктивного осуществления своей трудовой функции новшествах и важных событиях как вне, так и внутри организации. А также они имеют возможность высказывать свои мнения по организационным вопросам.

Коммуникационная политика должна иметь целевую ориентацию. Ее успех определяется стремлением руководства к:

• ознакомлению служащих с целями, задачами и планами организации;

• информированию о проблемах, действиях и результатах;

• консультациям со служащими по поводу отрицательных, острых или противоречивых вопросов;

• стимулированию постоянного, честного, ориентированного на решение трудовых проблем двустороннего общения менеджера с подчиненными;

• оперативному быстрому информированию о наиболее важных делах и решениях;

• установлению духа творчества и новаторства.

Способы коммуникации:

• личная беседа с сотрудниками;

• рассылка циркуляров и меморандумов;

• распространение информации по электронной почте;

• использование видео и кабельного телевидения.

Формы внутриорганизационных коммуникаций

для формирования в сознании персонала положительного имиджа компании:

• страница компании в Интернете;

• доски объявлений;

• общие собрания и конференции трудового коллектива;

• листок новостей (внутрикорпоративное периодическое печатное издание);

• бюллетень для менеджеров;

• ежегодные отчеты сотрудников (аналог годового отчета для акционеров).

При информационном взаимодействии с сотрудниками решаются такие важные задачи, как делегирование полномочий и воспитание чувства гордости за свою компанию. Делегирование полномочий определено необходимостью быстро и гибко реагировать на все изменения, которые происходят в компании.

Росту оверия к компании способствуют:

• регулярная коммуникация;

• демонстрация доверия к сотрудникам (например, распространение как хороших, так и плохих новостей);

• привлечение сотрудников к разрешению проблемных ситуаций, выяснение их мнений.

В больших коллективах высшее руководство в силу его структурной удаленности от подчиненных и номенклатурной разницы зачастую не уважаемо и не авторитетно в низовых звеньях. Иногда его просто не знают. Поэтому целесообразно, чтобы получение информации об организационных целях бизнеса проходило в форме личной встречи с глазу на глаз. В этой ситуации в общей цепи "высшее руководство — менеджеры среднего звена — работники" возрастает роль руководителей среднего звена. Их задача — содействовать тому, чтобы сотрудники поняли, как воплощать в жизнь разработанную руководством стратегию.

Протестировать эффективность коммуникаций можно при помощи опроса случайной выборки работников или при помощи фокус-групп.