Предложение и объем предложения

От цены должен зависеть некоторым образом и объем предложения данного товара. Аналогично объему спроса, объемом предложения -называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.

Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара Р и цен ресурсов, используемых в производстве (Ра, Р(,...); от характера применяемой технологии; от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет следующий вид:

где <25 — объем предложения данного товара; Р — цена данного товара; Ра, Рь — цены ресурсов, используемых в производстве; К — характер применяемой технологии; С — налоги и дотации; 2 — природно-климатические условия; X — прочие факторы.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

С увеличением цены товара объем спроса на этот товар уменьшается. По более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара (по крайней мере, в большинстве случаев), т.е. объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена.

На рис. 15.11 изображена линия предложения 55 некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо-вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене Р2 > Р, соответствует объем предложения (}2 > 0_г Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее его количество производители готовы произвести и продать на рынке.

Таким образом, предложение характеризует такую зависимость между ценой единицы товара и объемом покупки, которая показывает набор цен, по которым продавцы хотят и могут продать определенное количество товара. Чем больше цена единицы товара, тем больше величина предложения — объем продажи.

Рост предложения означает сдвиг линии предложения вправо-вниз, а сокращение предложения будет изображаться графически как сдвиг линии предложения влево-вверх (рис. 15.12).

Рис. 15.11. Кривая предложения

Рис. 15.12. Динамика предложения:

а — рост предложения; 6 — сокращение предложения.

Предложение товара в общем случае зависит от его издержек производства (включая альтернативные издержки). Поэтому легко определить направление изменения предложения. Если под влиянием какого-либо фактора издержки увеличиваются, предложение сокращается, поскольку меньшее число фирм-производителей может позволить себе расходы на производство этого товара. Если же издержки сокращаются, предложение растет, большее число производителей может организовать прибыльное производство в отрасли.

Факторы, оказывающие влияние на мировое предложение:

1) технология производства и ее перспективы;

2) цены ресурсов, используемых в производстве данного товара;

3) особенности внешнеторговой политики национального государства;

4) особенности налогообложения в стране производства;

5) число производителей (продавцов), в том числе потенциальных;

6) ожидания продавцов;

7) наличие и объем ресурсов;

8) структура рынка и тип конкуренции.

Если мы проанализируем направление изменения всех этих факторов в мировой торговле, то получим прогноз динамики мирового предложения.

Равновесие как цель рынка. Равновесие на рынке — ситуация, при которой ни у одного из рыночных агентов (ни у продавцов, ни у покупателей) нет стимулов менять свое поведение — нет неудовлетворенных потребителей, нет сверхнормативных запасов товара:

• желание продавцов продать данный товар;

• желание покупателей приобрести его.

Мотивы покупать и продавать определяют предложение и спрос.

Теперь, имея некоторое представление о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 15.13). Линия ОЭ является графическим изображением функции спроса от цены, линия 55 — функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем (}Е. В этой точке достигается равенство объемов:

Рис. 15.13. Равновесие на рынке

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.

Рис. 15.14. Динамика рынка

Таким образом, экономический анализ мирового спроса и мирового предложения по отдельности и совместно позволяют выявить тенденции изменения каждой стороны мирового рынка и итоговую динамику мировой цены.