Предисловие

Актуальность написания настоящего учебника обусловлена задачей подготовки компетентных юристов, обладающих как профессиональными знаниями и умениями, так и способностью к организационно-управленческой деятельности.

Организационная и управленческая деятельности объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными метапрофессиональными функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельности, как планирование и совместная работа в команде, принятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения.

Воспитание готовности выпускников магистратуры и аспирантуры юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.

Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по организационно-управленческой деятельности юристов, за исключением ведомственной педагогической литературы специального характера для юридических вузов МВД России.

Структура учебника обусловлена авторским пониманием предмета организационно-управленческой деятельности юриста как комплексной дисциплины, в результате изучения которой студент должен:

знать

• основные понятия теории организации;

• основные понятия теории управления;

• особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего;

• обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности;

• понятие и назначение профессиограммы, иметь представление о ее содержании и порядке составления для юриста с учетом разной специализации;

уметь

• применять на практике инструменты и методы решения организационно-управленческих задач;

• проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений, учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;

• применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой;

• использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице;

владеть навыками

• оценки роли и значения конкретных организационно-управленческих функций в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива;

• работы в группе, коллективе;

• рационального осуществления взаимодействия с участниками совместной деятельности при решении задач по достижению поставленной цели;

• использования организационно-управленческих инструментов планирования, координирования и контроля деятельности коллектива, группы, отдельных работников;

• самоорганизации и самооценки при взаимодействии в рабочей группе;

• непрерывного самообучения и самосовершенствования, приобретения знаний, построения профессиональной карьеры.

Учебник состоит из пяти глав, каждая из которых знакомит студентов с конкретными объектами организационно-управленческой деятельности. В главе 1 изложены общетеоретические вопросы концепции организационно-управленческой деятельности и основные положения теорий организации, управления и руководства. Вниманию студентов предлагаются понятие и особенности компетентностного высшего профессионального образования и ОГЛАВЛЕНИЕ основных организационно-управленческих компетенций при подготовке будущих юристов. Глава 2 раскрывает понятие и основные технологии планирования в юридической практике. Особое место уделяется использованию стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг. Глава 3 отражает особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом специфики профессиональной деятельности юриста. Глава 4 дает представление об одной из наиболее комплексных сфер применения организационно-управленческих компетенций – управлении знаниями, включая учебный материал не только теоретического характера, по и практического применения в таких аспектах, как позиционирование и продвижение юридических услуг, система управления клиентскими поручениями, корпоративные начала повышения квалификации персонала организации. Глава 5 конкретизирует понятие и направления реализации организационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста.

Цель настоящего учебника – содействие повышению качества и практической результативности юридического образования на основе развития и централизации межпредметных знаний и уточнения содержания формируемых на их основе организационно-управлеческих компетенций. Следует обратить внимание читателей на то, что учебник интегрирует материал из ряда самостоятельных научных и учебных направлений, акцентирует внимание на ключевых и значимых для деятельности юриста моментах, т.е. является своеобразным компасом в направлении дальнейшего самостоятельного освоения задач достижения профессионализма и успешности.