Предисловие

Практическая деятельность в сфере детской психологии в настоящее время подвергается значительным изменениям. Прежде всего, следует указать на то, что в соответствии с Федеральным законом об образовании дошкольное образование становится обязательной ступенью общего образования. В связи с этим изменяется положение ребенка в системе социальных отношений, в частности в образовании. Ребенок становится субъектом образовательного процесса. Следовательно, существует социальная задача оценки качества образования, которое конкретный ребенок получает в конкретной дошкольной образовательной организации. С целью обеспечения качества образования с 1 января 2014 г. введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. На его основе осуществляется переработка и создание новых образовательных программ и технологий работы с детьми. При этом ответственность за качество образования в сфере раннего образования возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей. Перед каждым специалистом стоит задача более глубокого изучения процесса детского развития, выстраивания собственного видения перспектив формирования каждого ребенка.

Следующее кардинальное изменение в сфере детской психологии связано с интеграцией российского образования на всех его ступенях в мировую систему образования. Более отчетливо это проявляется на уровне высшего образования, менее – дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость более глубокого изучения современных зарубежных подходов, их анализа и сравнения с отечественными теориями понимания детского развития.

Сегодня детская психология представляет собой сложно организованную систему различных точек зрения на детское развитие. Единого общепринятого подхода не существует, но, как указывал Л. С. Выготский, отдельные концепции несут в себе ОГЛАВЛЕНИЕ, которое входит в знание по данной дисциплине. Поэтому, на наш взгляд, абстрактный учебник вне теоретического контекста оказывается менее полезным для вхождения в профессиональную деятельность, поскольку вариативные программы дошкольного образования опираются на разные теоретические подходы. Представлениями об этих подходах следует обладать студентам при изучении детского развития для осмысления и оценки материалов, с которыми они столкнутся в своей практической деятельности.

Мы исходили из того, что различные теории детского развития являются не случайными, а возникают в единой системе психологического знания, реализуя те возможности, которые закладываются в каждый конкретный момент развития психологии. Всего нами было выделено 20 таких теорий. Само психологической знание, с нашей точки зрения, структурно организовано, поэтому его можно рассматривать как систему появляющихся в определенной последовательности психологических теорий. Теории не только входят в единую систему психологического знания, но представляют собой единицы этого знания, вокруг которых возникает соответствующая практика. Единицы психологического знания образуют иерархическую структуру, которая носит уровневый характер. Каждая новая теория не только является шагом в развитии психологии, но одновременно выступает как условие появления новой теории. В пользу того, что теории организуются в уровневую систему, говорит тот факт, что психологические концепции возникают не поодиночке, а одновременно. Так, например, практически в одно и то же время появились бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ. В связи с этим мы выделяем теории трех порядков. Теория исходного, или базового, уровня порождает другие теории (теории первого порядка), отличающиеся друг от друга по своим принципам. Теории первого порядка в своем сочетании создают теории второго порядка и т.д.

В результате освоения содержания, представленного в книге, студент будет:

знать

• основные принципы организации и построения теорий детского развития;

• экспериментальные данные, демонстрирующие правомерность различных подходов, лежащих в основе теорий детского развития;

• возможности применения описанных теорий в области воспитания и обучения детей;

уметь

• анализировать эмпирические и теоретические исследования на предмет их соотнесения с теориями развития различного уровня;

• анализировать соотношение образовательной практики и теоретических конструктов, стоящих за ней;

владеть

• навыками анализа практического применения теорий детского развития в образовательной практике.

Мы полагаем, что такой учебник позволит не только ознакомиться с основными теориями развития, но и будет способствовать формированию профессиональной позиции.