Право собственности на природные ресурсы

Экономическим базисом управления природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды является собственность на природные ресурсы, объекты окружающей среды, концептуальное отношение к ним со стороны общества, законодательства, государства. Значение этого возрастает в условиях рыночных отношений, развития конкуренции, обеспечения антимонопольной и предпринимательской деятельности.

В Болгарии земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение се предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого и при условиях и в порядке, определенных законом.

В Италии закон в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений налагает обязательства на владельцев частной земельной собственности, устанавливает ее предельные размеры, содействует улучшению качества земель, преобразованию крупных землевладений, поддерживает мелкое и среднее предпринимательство.

В Греции в соответствии с определенной особым законом процедурой допускаются перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации мелкой земельной собственности.

Законом могут регулироваться вопросы реализации заброшенных территорий с целью использования в интересах национальной экономики и содействия безземельным крестьянам. Законом определяются также вопросы выплаты частичной или полной компенсации владельцам земель.

Все природные богатства Македонии, растительный и животный мир в соответствии с законом пользуются особой зашитой государства.

В Румынии для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям или строениям. Право собственности обязывает к выполнению задач охраны окружающей среды и обеспечения добрососедства, а также других задач, выполнение которых согласно закону или обычаю возлагается на собственника.

Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.

В Казахстане земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

По Конституции Кипра права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые неприкосновенны. В случае аграрных реформ земля предоставляется только тем лицам, которые входят в общину владельца экспроприированных земель.

На праве исключительной собственности Литве принадлежат дороги, воздушное пространство над ее территорией, ее континентальный шельф и экономическая зона в Балтийском морс.

В Греции законы регулируют вопросы собственности и распределения рудников, карьеров, пещер, минеральных, проточных и подземных вод, а также богатств недр вообще.

Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе. Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне с целью изучения, разработки, использования и хозяйствования по отношению к биологическим, минеральным и энергетическим ресурсам морских пространств.

В Хорватии море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость, имеющая особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение и определенная законом как объект, представляющий интерес для республики, находятся под ее особой защитой.

Турецкая Республика пытается успешно совмещать частную и публичную формы собственности на природные ресурсы. Большое внимание уделяется земельной собственности и ее сельскохозяйственному использованию. Государство принимает необходимые меры для поддержания и развития эффективного культивирования земли, предупреждения ущерба вследствие эрозии и обеспечения землей малоземельных и безземельных фермеров.

Законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных и безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов.

Государство способствует повышению уровня урожая и увеличению поголовья домашнего скота, приобретению сельскохозяйственного и иного оборудования с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота.

Порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма, предусмотрен законом. Рассрочка оплаты не может превышать пять лет. Компенсация за конфискованную земельную собственность, принадлежащую мелкому фермеру, непосредственно обрабатывающему землю, во всех случаях выплачивается предварительно.

Большое внимание уделяется лесам в Турции, где развивается законодательство и принимаются меры для защиты лесных заповедников и расширения лесных угодий. Районы лесных заповедников, уничтоженные пожарами, перезасаживаются лесом; другие сельскохозяйственные работы, а также размножение племенного скота в этих районах не проводятся. Все иные заповедники находятся на попечении и под контролем государства.

Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность под видом истечения срока давности и не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общества.

Действия и акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются. Никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь место; амнистии или помилования, касающиеся преступлений против лесных заповедников (поджог или разрушение лесных заповедников, сокращение районов лесного заповедника), не могут быть применены.

Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных заповедников, чье сохранение с научно-технической точки зрения считается бесполезным, и наоборот, преобразование в сельскохозяйственную земельную собственность считается определенно выгодным, кроме мест, которые считаются полностью утратившими лесохозяйственное значение и используются под виноградники, садоводство, посадку оливковых рощ в районах интенсивного городского, поселкового и сельскохозяйственного строительства.

Закон определяет меры для обеспечения сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных в лесных заповедниках или около них, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности и улучшения условий жизни жителей. Закон регулирует также: развитие областей, которые с научно-технической точки зрения утратили ценность лесов; выявление и вынесение за границы лесов районов, сохранение которых в качестве лесов с научно-технической точки зрения найдено бесполезным; обустройство упомянутых районов силами государства в целях полного или частичного расселения жителей деревень лесного заповедника по деревням. Земельные участки, принадлежащие сельским жителям, выводимые из лесного заповедника, перезасаживаются лесом, и создаются государственные заповедники.

В настоящее время увеличивается внимание к минеральным и биологическим ресурсам побережий и морского дна, к юрисдикции государств на них. Борьба за добычу полезных ископаемых активизирует принятие правовых мер по защите месторождений и выходов к морю для рекреации и мореходства.

Согласно Конституции Турции побережья находятся под суверенитетом и в распоряжении государства. При использовании морских побережий, берегов озер или проточных вод, прибрежной полосы морей и озер прежде всего учитываются интересы общества. Ширина побережий и прибрежных полос в соответствии с целями и условиями их использования людьми определяется законом.

В Турции государство гарантирует сохранение исторического, культурного и естественного богатства и ценностей и принимает необходимые для этого меры. Природные богатства и ресурсы находятся в распоряжении и под контролем государства. Право исследовать и эксплуатировать ресурсы принадлежит государству, оно может делегировать это право физическим и юридическим лицам на определенный срок. Какие из природных богатств и ресурсов исследуются и эксплуатируются государством совместно с ними, а какие непосредственно ими самими – определяется законом. Условия, процедуры и принципы контроля и надзора со стороны государства, а также применения санкций определяются законом [1].