Внутрифирменные факторы

Мотивы функционирования компании. Существует несколько причин, по которым конкретная компания можетрешиться на "уход" за границу:

– поиск новых рынков сбыта;

– поиск необходимого сырья;

– поиск условий более эффективного производства.

Многие компании идут на интернационализацию своего бизнеса в поисках новых, более емких рынков сбыта. Наиболее выгодны в этом смысле рынки стран со значительным населением: Китая, Индии, Бразилии (при прочих равных условиях). Однако при принятии такого рода решений не надо путать число жителей конкретной страны с количеством потенциальных покупателей продукции компании, определяющих соответствующий платежеспособный спрос на эту продукцию.

Достаточно частой причиной интернационализации бизнеса является стремление компаний повысить эффективность производства и (или) распределения своей продукции. Именно по этой причине Philips переместил свое производство в Малайзию и Сингапур, годами специализирующихся на эффективном производстве электроники.

По этой же причине некоторые американские компании открыли свои филиалы в Нидерландах. Главные факторы, побудившие их сделать это: наличие порта, высококвалифицированной англоговорящей рабочей силы и открытый рынок Европейского союза.

Интернационализации бизнеса конкретной компании может способствовать также поиск необходимого для производства ее продукции сырья. В частности, именно поэтому большинство нефтеперерабатывающих компаний инвестировали значительные средства в страны Ближнего Востока, а многие компании, связанные с текстильным производством, а также известные Дома мод открыли свои производства в Индии и Пакистане – странах – производителях первоклассного хлопка-сырца.

Успех в национальной экономике. Если компания смогла добиться значительного успеха на местном рынке, то ее дальнейший рост является, как правило, совершенно естественным.

В этом случае компания может с уверенностью выходить на мировой рынок, тем более, что в современных условиях большинство товаров пользуются примерно одинаковым спросом во всех странах мира. Такие компании, как, например, Ericsson или Nokia, сначала реализовывали свою продукцию на местных рынках Швеции и Финляндии и лишь потом вышли на мировой рынок. Успех у себя в стране может создать необходимые ресурсы для успешного выхода на мировой рынок и привлечь новых менеджеров со свежими идеями и нестандартными решениями проблем компании.

Роль менеджмента компании. Амбиции и динамизм менеджмента компании считаются наиболее важными факторами, определяющими принятие решения об интернационализации ее бизнеса, поскольку оно требует определенной активности, инициативы и ответственности. Эти качества менеджмента компании чрезвычайно необходимы и важны на начальной стадии интернационализации бизнеса компании, когда должно быть принято фундаментальное стратегически правильное решение. В высшем менеджменте компании может оказаться обладающий указанными выше качествами человек, имеющий международный опыт ведения бизнеса, знающий особенности определенного сегмента мирового рынка и иностранного покупателя на нем. Особый взгляд такого менеджера, основывающийся на приобретенном им ранее международном опыте, может мотивировать процесс интернационализации компании, пробудить энтузиазм и стремление к международной активности компании. Хотя многие компании сегодня больше обеспокоены краткосрочными прибылями и мало думают о долгосрочных перспективах, все большее и большее число менеджеров высшего уровня начинают осознавать экономические последствия интернационализации своего бизнеса.

Факторы внешней среды

Бизнес-предложения из-за границы. При поступлении таких предложений компания оценивает их по критериям потенциалов соответствующих рынков и рисков, с ними связанных. Начав исследовать зарубежный рынок, компания постепенно все больше и больше привыкает к мысли о возможности своей работы на нем: инвестирование – это процесс, связанный не только с финансированием, но и с психологическими и эмоциональными издержками высшего менеджмента компании.

Соревновательный фактор, или фактор "следования". Так как большинство производств в настоящее время носят олигополистический характер, независимые действия какой-либо компании вызывают неопределенность, связанную с конкурентными позициями олигополистов. Как только такая компания принимает решение об интернационализации и работе на зарубежном рынке, конкуренты, как правило, делают то же самое, так как опасаются ухудшения своих конкурентных позиций. Таким образом, компании постоянно следят за действиями своих конкурентов.

Иногда, однако, компании выходят на рынок, считая, что обязательно должны на нем присутствовать и показать свою конкурентную силу. Хорошим примером служит выход некоторых западных компаний на рынок Китая, когда он только "открыл двери" для иностранных инвестиций. То же самое происходило с бывшими советскими рынками. Потом компании были вынуждены уходить с некоторых рынков из-за слишком высоких рисков и нестабильности, больших расходов и бесперспективности. Так, в частности, в 1998 г. с российского рынка ушла компания "Philips".

Некоторые компании принимают решение об интернационализации, следуя не только за конкурентами, но и за своими клиентами. Так, многие датские и шведские банки последовали на азиатские рынки, чтобы не потерять своих клиентов и иметь возможность обслуживать их. Таким образом, некоторые рынки стали центрами определенного продукта или производства.

Сильная зарубежная конкуренция. Третьим фактором внешней среды, который может повлиять на решение компании об интернационализации, является сильная зарубежная конкуренция на национальном рынке. Таким компаниям приходится защищаться, и во многих случаях это приносит им только пользу, так как они начинают работать более активно и находить новые, ранее не охваченные ими сегменты рынка. При этом компания может осознать, что ее продукция не так уж и плоха по сравнению с зарубежным конкурентом, поэтому зачастую именно вход на рынок зарубежного конкурента позволяет фирме оценить качество своего продукта и его потенциальные возможности на зарубежных рынках. Здоровая конкуренция заставляет фирмы постоянно улучшать качество и совершенствовать свои технологии.