Правовые основы метрологии

В нашей стране в законодательном порядке установлен комплекс правовых и нормативных актов, которые объединены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Он создан во исполнение ст. 20 Федерального закона об обеспечении единства измерений. Его образуют следующие документы:

1) нормативные правовые акты РФ;

2) нормативные документы;

3) информационные базы данных;

4) международные документы;

5) международные договоры;

6) сведения об аттестованных методиках (методах) измерений;

7) единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования;

8) сведения о государственных первичных эталонах единиц величин;

9) об утвержденных типах средств измерений;

10) об утвержденных типах стандартных образцов;

11) о результатах поверки средств измерений.

Нормативные правовые акты РФ включают Конституцию РФ; постановления Правительства РФ; приказы Минпромторга России и Росстандарта.

Вся метрологическая деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме. Конституцией РФ установлено:

• в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

• централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими как единицы физических величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы.

В развитие этой конституционной нормы приняты федеральные законы об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, детализирующие основы метрологической деятельности.

Правила и нормы по метрологическому обеспечению единства измерений установлены в Федеральном законе об обеспечении единства измерений и в документах по стандартизации, относящихся к комплексу стандартов Государственной системы единства измерений (ГСИ).

В законе определены сферы деятельности, в которых соблюдение метрологических требований обязательно и на которые распространяется государственный метрологический надзор:

1) единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования;

2) деятельность в области здравоохранения;

3) ветеринарная деятельность;

4) деятельность в области охраны окружающей среды;

5) деятельность по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

6) выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

7) производственный контроль за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

8) торговля и товарообменные операции, выполнение работ по расфасовке товаров;

9) государственные учетные операции;

10) услуги почтовой связи и учет объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

11) деятельность в области обороны и безопасности государства;

12) геодезическая и картографическая деятельность;

13) деятельность в области гидрометеорологии;

14) банковские, налоговые и таможенные операции;

15) выполнение работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ обязательным требованиям;

16) проведение официальных спортивных соревнований, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса;

17) выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

18) мероприятия государственного контроля (надзора);

19) деятельность в области использования атомной энергии.

К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании.

Также метрологический контроль (надзор) может быть распространен и на другие сферы деятельности на основании нормативных актов, принятых субъектами РФ.

Также в Законе определены цели обеспечения единства измерений.

Основными целями Федерального закона об обеспечении единства измерений являются:

• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

• регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

• содействие прогрессу на основе создания и применения государственных эталонов единиц физических величин;

• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

Закон закрепляет основные понятия в области метрологии: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль (надзор), поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке.

Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Закон устанавливает, что государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Росстандарт, и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

Закон вводит допуск к применению в Российской Федерации единицы физических величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные МОЗМ.

Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Росстандарта.

Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Росстандарт.

Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками.

Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Росстандарт.

Закон определяет Росгидромет и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия.

Кроме того, закон определяет виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля (надзора), осуществляемого Росгидрометом.

В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки. Федеральный закон об обеспечении единства измерений укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии.

Положения настоящего Закона детализируются Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ).

ГСИ представляет собой комплекс нормативных документов межрегионального и национального уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Росстандартом.

Основными объектами ГСИ являются:

• единицы физических величин (ФВ);

• государственные эталоны и общероссийские поверочные схемы;

• методы и средства поверки средств измерений СИ;

• номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;

• нормы точности измерений;

• способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;

• методики выполнения измерений;

• методики оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;

• требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;

• термины и определения в области метрологии;

• организация и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативнотехнической, проектной, конструкторской и технологической документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства РФ.