Правовое воспитание

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости юридических норм.

Целями правового воспитания являются:

1) достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

2) повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

3) создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание — сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах, таких как:

• пропаганда права средствами массовой информации. Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;

• издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

• устная правовая пропаганда — лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

• правовое образование граждан — изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы — постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление цельной, внутрисвязанной системы знаний;

• профессиональное правовое образование, готовящее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

• наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

• влияние юридической практики — законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

• воздействие произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам — кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Т. Драйзера, современных авторов).

Основными принципами правового воспитания являются: связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование па укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно увеличилась.