Правосубъектность постоянно нейтральных государств

Институт постоянно нейтральных государств возник в XIX в. Первым таким государством была признана Швейцария на Венском конгрессе 1815 г. на основании договора, заключенного союзниками после победы над Наполеоном. Этот договор предусматривал также, что Россия, Великобритания, Франция, Австрия, Португалия, Пруссия, Испания и Швеция принимают на себя обязательство обеспечить постоянный нейтралитет Швейцарии. Швейцария присоединилась к данному договору. Установленный статус постоянного нейтралитета Швейцарии действует до сих пор.

В XIX в. был также признан статус постоянного нейтралитета Бельгии и Люксембурга на основании договоров, заключенных соответственно в 1831 и 1867 гг. Однако этот статус с началом Первой мировой войны был нарушен Германией, и после окончания войны Бельгия и Люксембург утратили статус постоянно нейтральных государств.

Во второй половине XX в. такие государства, как Австрия, Лаос, Кампучия, Мальта и Туркменистан, приобрели статус постоянно нейтральных государств.

В 1955 г. Австрия приняла Федеральный конституционный закон о постоянном нейтралитете. Этот статус был признан в том же году СССР, США, Великобританией и Францией.

В 1962 г. Лаос объявил о том, что он будет придерживаться статуса нейтралитета. Это заявление было признано государствами – участниками конференции, состоявшейся в том же году в Женеве в связи с заключением соглашений о прекращении военных действий во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже.

Став независимой, Мальта в 1981 г. приняла Декларацию относительно нейтралитета.

Кампучия (Камбоджа) на основании соглашения, подписанного в 1991 г. на Парижской конференции по Камбодже, также была признана постоянно нейтральным государством.

Туркменистан путем принятия в 1995 г. конституционного закона объявил о своем нейтралитете. В этот же день ГА ООН на основании резолюции заявила о признании и поддержке провозглашенного Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета.

Статус постоянного нейтралитета предполагает, что государства обязуются не участвовать в международных вооруженных конфликтах, не прибегать к вооруженной силе для разрешения споров и иных разногласий с другими государствами, за исключением случаев самообороны, не участвовать в военных блоках и союзах, не заключать международные договоры по военным вопросам. Государства также обязуются не разрешать использовать свою территорию для размещения иностранных военных баз или иностранных вооруженных сил, в том числе для транзита таких сил.

Все государства, обладающие сегодня статусом постоянно нейтральных государств, являются членами ООН. В силу Устава ООН такие государства должны участвовать в миротворческих операциях, проводимых Советом Безопасности ООН для восстановления международного мира и безопасности. Такие миротворческие операции, в частности, проводятся с использованием вооруженных сил. В связи с этим возникает вопрос о совместимости статуса постоянного нейтралитета с участием в таких операциях. Следует отметить, что Совет Безопасности может при осуществлении миротворческих операций с использованием вооруженных сил принять во внимание статус постоянного нейтралитета и в соответствии со ст. 48(1) Устава ООП установить, что такие государства будут принимать участие лишь в постконфликтном миростроительстве.

Статус постоянного нейтралитета не умаляет положения государства как субъекта международного права. Те ограничения, которые возложили на себя государства в силу статуса постоянного нейтралитета, были ими приняты в одностороннем порядке добровольно.