Внутри- и межличностные кризисы

Внутриличностные кризисы вызваны психологическими особенностями самого человека. Примером может служить экзистенциональный кризис – кризис потери и/ или поиска смысла жизни, который характеризуется:

– активным поиском ценностной опоры;

– отрицанием старых ценностей с переходом к системе новых ценностей;

– впадением в состояние стагнации;

– отсутствием активных конструктивных действий в перестройке своей внутренней системы ценностей;

– реагированием ипохондрическими и депрессивными состояниями;

– ожиданием того, что все наладится само собой;

– философским отношением к сложившейся ситуации ("Все течет, все изменяется, это нормально");

– непоследовательностью в решении ценностных проблем, проявлением то сверхактивности, то сверхпассивности.

Потеря и/или поиск смысла жизни субъективно ощущается как состояние внутренней пустоты. Не всегда возможно обретение потерянного смысла. Существуют ситуации конвенциональной бессмысленности, в которых невозможно найти подлинного смысла. Наделение смыслом бессмысленного явления может приводить к деформации личности и возникновению неврозов (смыслоневрозов).

Межличностные кризисы связаны с отношениями между людьми. Примером может служить семейный кризис – кризис отношений в семье между ее членами. Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Варианты семейных кризисов:

1. Кризис, обусловленный началом супружеской жизни. Он проявляется в том, что супруги вынуждены адаптироваться к привычкам друг друга. Процесс привыкания сопровождается конфликтами, взаимными претензиями. Стремление разрешить конфликты к обоюдной выгоде, принять брачного партнера таким, какой он есть, найти общие интересы и ценности способствует благополучному прохождению кризиса.

2. Кризис отцовства и материнства. С рождением ребенка родители вынуждены все свои усилия направлять на удовлетворение не своих, а его потребностей, причем в младенческий период это занимает почти все их время. Родители ограничены во времени сна, еды, развлечений, они уже не могут уделять собственным занятиям (хобби, работа) такое количество времени, сколько до рождения ребенка. Это неизбежно вызывает фрустрацию потребностей и проявляется в эмоциональном напряжении. Формирование адекватного образа себя как отца или матери способствует продуктивному преодолению кризиса.

3. Кризис, вызванный обособлением детей от родителей. Когда взрослые дети покидают родительский дом, уклад семьи рушится. Функции родителей относительно детей перестают быть необходимыми. Родители, привыкшие все свое время отдавать детям и не имеющие значимой профессиональной деятельности, увлечений, утратившие глубину отношений между собой, вдруг обнаруживают, что им нечем заполнить то время, которое раньше было востребовано детьми. Именно это является пусковым механизмом переживания кризиса. Конструктивный выход из кризиса в этом случае возможен, если родители смогут найти значимое для себя занятие: хобби, работа, отношения друг с другом, внуки. В отечественной культуре чаще всего выходом из такого кризиса является принятие на себя роли бабушки и дедушки, занятия с внуками, что позволяет родителям чувствовать себя необходимыми своим детям, иметь с ними общие интересы. Принятие ролей бабушки и дедушки родителями помогает их детям преодолеть кризис отцовства и материнства.