Правила контроля за ценами для целей налогообложения

Контроль цен по сделкам между взаимозависимыми лицами установлен Законом № 227-ФЗ.

В качестве налогового контроля определен специальный вид налоговых проверок — проверка соответствия цен (рентабельности), примененных в контролируемых сделках, рыночным (рис. 6.2). Проверки согласно Закону будут проводиться соответствующим федеральным органом исполнительной власти по месту его нахождения. В отношении проверок цен установлены специальные переходные положения: проверки за 2012 г. не могут быть начаты позднее 1 июля 2014 г. (первоначальный срок сдачи был 31 декабря 2013 г.); проверки за 2013 г. — не позднее 31 декабря 2015 г. Начиная с 2014 г. проверкой могут быть охвачены три года, предшествующие году, в котором было вынесено решение о проведении проверки.

Рис. 6.2. Процедурные сроки проверки

Во время проверки контролирующие органы будут вправе истребовать информацию у всех участников сделки, а не только у проверяемого лица. Проверка будет проводиться в срок, не превышающий шести месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до 12 месяцев. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов налогоплательщика срок проверки может быть продлен дополнительно. В ходе проверки налоговый орган не может применить иной метод определения рыночной пены, кроме метода, используемого налогоплательщиком. Исключение составляют случаи, если налоговый орган докажет, что метод, примененный налогоплательщиком, не позволяет определить сопоставимость условий сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Если по результатам проверки налоговый орган выявил факты отклонения примененной цены от рыночной, что привело к занижению налога, составляется акт проверки. Состав, процедура оспаривания акта проверки и порядок принятия решения по результатам проверки согласно Закону № 227-ФЗ аналогичны общему порядку рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Если налоговыми органами установлено, что цена, используемая в контролируемой сделке, не соответствует рыночной цене, и вынесено решение об увеличении налоговой базы в отношении одной из сторон этой сделки, другая сторона будет иметь право на симметричную корректировку право па уменьшение налоговой базы исходя из скорректированной цены. Однако налогоплательщики не будут иметь возможности проводить такие корректировки самостоятельно. Более того, эти корректировки будут разрешены лишь для российских организаций и только в отношении сделок внутри Российской Федерации.

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Новый вид проверок будет проводиться исключительно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), т.е. в каждом случае принимать решение о проверке будет именно ФНС России. Проверка проводится по месту нахождения территориальных органов ФНС.

Законом № 227-ФЗ вводится новый порядок определения цен для целей налогообложения, а также устанавливается особый вид проверки — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее -проверка ценообразования), которая не является ни выездной, ни камеральной налоговой проверкой. При этом прямо указывается, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок. Ранее правильность применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами проверялась в рамках камеральных и выездных проверок. В случае обнаружения налогового правонарушения контролирующий орган в соответствии со ст. 100 НК РФ оформляет результаты таких проверок и привлекает к налоговой ответственности и доначислению налога.

Таким образом, проверка ценообразования, хотя по ряду положений и аналогична налоговым проверкам, но относится к другим формам налогового контроля, предусмотренным НК РФ.

В рамках Плана противодействия BEPS (Action plan on BEPS — план борьбы с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли) основной задачей налогового контроля цен в рамках ст. 105.17 НК РФ является развитие обмена информацией для целей налогообложения как па многосторонней, так и двусторонней основе.

В части организации работы по контролю цен ФПС России использует разные подходы отбора налогоплательщиков для назначения проверки. Службу может заинтересовать как отдельная сделка налогоплательщика, предмет и условия которой могут вызывать вопросы, так и деятельность налогоплательщика в целом, его финансовые результаты.

ФНС России с 1 декабря 2013 г. начала запрашивать у налогоплательщиков документы и информацию о совершенных контролируемых сделках. До 30 июня 2014 г. на основании риск-анализа уведомлений и поступившей информации ФНС России примет решения об открытии проверок цен в сделках за 2012 г.