Практика борьбы с коррупцией в разных странах

В большинстве стран мира проводятся реформы государственного управления с целью создания условий, препятствующих возникновению коррупции. Наиболее успешными в мире признаны антикоррупционные реформы, проведенные в Сингапуре и Швеции. Рассмотрим опыт этих двух стран и США.

В Швеции комплекс мер но борьбе с коррупцией был принят еще в XIX в., что позволяет считать эту страну первопроходцем. Основной упор был сделан на формировании у чиновников морально-этических установок, исключающих меркантильные соображения из практики их деятельности. Там была создана независимая судебная система, ликвидирован разрешительно-запретительный принцип организации государственного управления, подразумевающий исключительные права государства, инициирована прозрачность деятельности органов государственной власти.

Для формирования высоких этических стандартов чиновников были привлечены церковь и институты гражданского общества. Общественное мнение, строго осуждающее любых лиц, допустивших проявление коррупции, вынуждает уйти в отставку даже тех, в отношении которых имеются только подозрения в коррупционном поведении. Даже члены королевской семьи не являются исключением — широко известен случай обвинения наследной принцессы Виктории, воспользовавшейся предложением свадебного путешествия на Карибы, в котором разбиралось Управление по вопросам коррупции.

Сейчас, после почти века реформирования, Швеция имеет заслуженную репутацию страны с наименьшим уровнем коррупции. По оценке Transparency International, международной организации, которая оценивает уровень коррупции в 177 странах мира, эта страна занимает третье место в мире, пропустив вперед только Данию и Новую Зеландию.

Сингапур, островное государство Юго-Восточной Азии, бывшая колония Британской империи, получил независимость в 1959 г. Не имея собственных природных ресурсов, вынужденное .завозить даже питьевую воду, это бедное государство было пронизано коррупцией (как многие бывшие британские колонии). Премьер-министр Ли Куан Ю инициировал реорганизацию Агентства (Бюро) по борьбе с коррупцией, подчинив его напрямую себе и наделив значительной политической и функциональной независимостью, обеспечив тем самым действенными полномочиями. Одновременно были сформулированы новые, существенно упрощенные процедуры принятия государственных решений, повышена заработная плата государственным служащим до уровня топ-менеджмента частных корпораций, введены суровые наказания за коррупционные преступления.

Бюро по борьбе с коррупцией инициировало ряд судебных исков, в том числе в отношении чиновников, близких к самому премьер-министру, и выиграло их. Следователи бюро наделены такими полномочиями, как производить аресты лиц, подозреваемых в коррупции, обыскивать всех арестованных, а также входить в любое помещение и изымать вещественные доказательства. В Сингапуре фактически действует презумпция виновности чиновника, и любое вознаграждение, помимо установленного официально, считается взяткой, пока не доказано обратное. Срок тюремного заключения для коррупционера составляет от пяти до семи лет и применяется без учета личности, статуса и заслуг. В настоящее время Сингапур занимает пятое место в мире, что является лучшим результатом среди азиатских государств.

В США антикоррупционное законодательство состоит из федеральных законов и уголовных кодексов штатов, носит системный характер и характеризуется жесткостью. Ответственность предусмотрена за взяточничество, злоупотребления служебным положением, незаконное распространение и использование информации. Наказание заключается в штрафах в тройном размере взятки, в тюремном заключении от 15 до 20 лет либо в том и другом одновременно[1].

Законодательно ограничена возможность получения государственными служащими дополнительного дохода, а также подарков и подношений, если это связано с их служебной деятельностью. Они обязаны отчитываться о доходах, а также предоставлять информацию о компаниях, с которыми аффилированы сами и (или) члены их семей. Эффект усиливается тем, что меры одинаково применяются для чиновников любого уровня, начиная с президента, которому может быть объявлен импичмент только по двум причинам, одна из которых — взяточничество. Опыт США признается эффективным несмотря на то, что по уровню коррупции страна находится на 19-м месте.

Объединив накопившийся международный опыт, ООН в 2003 г. приняла Конвенцию против коррупции от 31 октября 2003 г. В ней подробно описываются деяния, признаваемые коррупционными, и предусмотрены следующие меры по противодействию коррупции:

— совершенствование кадровой политики в органах государственной власти;

— внедрение Кодексов поведения публичных должностных лиц, предусматривающих поощрение их неподкупности, честности и ответственности;

— совершенствование систем государственных закупок и бюджета;

— формирование государственной отчетности по принципу прозрачности и объективности;

— совершенствование стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе;

— развитие институтов гражданского общества.

Российская Федерация подписала этот документ и во исполнение его приняла целый ряд законодательных новелл. В частности, в 2008 г. был принят Закон о противодействии коррупции.