Внутренняя торговля и инфраструктурные проекты

Для развития и управления торговлей Ж.-Б. Кольбер закрыл Комиссию по торговле, которую предшественники использовали как повод получения взяток, и создал вместо нее в 1664 г. новый Совет по торговле при короле. Монарх лично участвовал в четырехчасовых заседаниях, проходивших раз в две недели. Для размещения купцов, прибывающих на заседания Совета издалека, король выделил специальный "дом торговли" – сочетание гостиницы и делового клуба.

Совет по торговле активно работал до 1669 г., после чего его функции постепенно перешли другим королевским советам и министерствам. В 1700 г. Совет был воссоздан и работал вплоть до Великой французской революции.

Для стимулирования внутренней торговли Ж.-Б. Кольбер сократил пошлины за проезд по дорогам и рекам и за переезд через мосты.

Большинство пошлин возникало тогда, когда подрядчики обязывались улучшить проезд или отремонтировать дороги в обмен на право собирать плату. Со временем эти пошлины стали слишком многочисленными и обременительными.

Старая система взимания пошлин слишком глубоко укоренилась во Франции, чтобы ее можно было кардинально изменить за короткий срок. И все же Ж.-Б. Кольберу удалось отменить некоторые незаконные пошлины, упорядочить сборы остальных и составить планы-графики совершения требуемых платежей.

Одним из вопиющих пережитков феодальной раздробленности Франции была множественность систем мер и весов, сильно затруднявшая торговые операции. Так, лионский фунт равнялся 0,86, марсельский 0,81 и тулузский 0,83 от парижского фунта.

Ж.-Б. Кольбер справедливо считал обеспечение однородности мер и весов в масштабах всей Франции первоочередной задачей, но добиться этого даже в пределах отдельных областей страны он не смог. Эту задачу решила только французская революция.

Ж.-Б. Кольбер выступил активным продолжателем программы развития транспортной инфраструктуры, начатой при Сюлли: после отставки последнего, уже при Ришельё, удалось только достроить канал между Сеной и Луарой.

Самым грандиозным инфраструктурным проектом, которые поддержал и реализовал Ж.-Б. Кольбер, был Южный (Лангедокский) канал длиной 241 км, соединивший Средиземное море с Атлантическим океаном. На строительстве канала, занявшем 15 лет (1666–1681 гг), одновременно работало до 12 000 человек, включая 1000 женщин.

Постройка Южного канала потребовала организации совместного государственно-частного партнерства.

Смета первой очереди канала (Тулуза – Треб) составила 3,6 млн ливров. Однако правительство Лангедока от участия в финансировании устранилось, и тогда Пьер Рикё предложил схему вложения своих личных средств.

Вторая очередь (Треб – Этан-де-То) обошлась в 5,832 млн, и еще 1 млн был истрачен на постройку нового порта Сет.

Третью очередь, продление канала в сторону Атлантики, заморозили из-за недостатка средств. Только в 1853–1856 гг., с открытием Гароннского канала длиной 194 км, водный нуть, начатый при Ж.-Б. Кольбере, превратился в "канал двух морей".

В момент открытия Южный канал с 86 шлюзами (сейчас их 65) был крупнейшим искусственным сооружением в Европе со времен Древнего Рима. Канал действует и сегодня и внесен ЮНЕСКО в число объектов мирового наследия.

При Ж.-Б. Кольбере в 1676 г. было начато строительство еще одного, Орлеанского, канала – важного соединительного отрезка протяженностью 79 км, который вошел затем в водную систему "Бурбонский путь" (Bourbonnais route).

Как и Сюлли, Ж.-Б. Кольбер не ослаблял внимания к сухопутным путям сообщения, щедро финансируя строительство и улучшение магистральных дорог. Но это касалось лишь путей массовых перевозок товаров.

Ремонт и восстановление второстепенных дорог Кольбер вменил в обязанность провинциальным властям и местным землевладельцам.

В районе Лилля в 1669 г. была создана специальная компания с регулярным графиком движения, фиксированным тарифом и сроками доставки грузов. Так, грузы от Лилля до Парижа компания должна была доставлять в течение 3 дней по тарифу 2,5 ливра за центнер летом и 3 ливра – зимой. Компания была уничтожена в ходе голландской войны в 1672 г.

Еще более постоянными были усилия Ж.-Б. Кольбера в направлении развития внешней торговли. В 1669 г. в развитие ордонанса Ришелье от 1626 г. дворянам, участвующим в заморской торговле, подтверждалось сохранение дворянского звания.