Лекция 2. ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

• историю становления информационного общества;

• параметры и базовые признаки информационного общества;

• виды современных информационных ресурсов;

• способы управления информационным обществом;

• достоинства и недостатки современной фазы информационного развития общества;

• основы информационной культуры и информационной безопасности;

уметь

• объяснить направления изменений современного информационного общества в будущем, основываясь на понимании логики последовательного возникновения и становления этапов развития информационного общества;

• осознанно подойти к поиску и адекватному применению разных видов информационных ресурсов и защитить себя и окружающих от возможных негативных последствий воздействия глобальной информатизации;

владеть

• пониманием закономерностей функционирования современного информационного общества;

• информацией об источниках опасностей, возникающих в современном информационном обществе, и способах их нейтрализации;

• представлением об информационной культуре и целях воспитания информационной культуры в членах современного информационного общества.

Возникновение информационного общества

Общество, в котором мы живет сегодня, принято называть информационным. До вступления в эпоху глобальной информатизации человечество пережило несколько этапов развития производительных сил и производственных отношений, особенности взаимоотношений которых дали название каждому из этих этапов. Информационное общество пришло на смену индустриальному и постиндустриальному обществам, которые, в свою очередь, сменили аграрное (родоплеменное, феодальное) и традиционное общества. Особенностью информационного общества является то, что для его жизнедеятельности очень важна роль информации – она может быть даже выше, чем роль вещества или энергии.

Информационные революции

Информационное общество представляет собой очередной и закономерный этан в техногенной истории человечества. Ведь современное информационное общество вобрало в себя результаты достаточно долгого периода развития и совершенствования разных технологий передачи и обработки информации. Эти технологии не всегда развивались равномерно и последовательно. Напротив, считается, что на протяжении своей истории человечество пережило несколько так называемых информационных революций, т.е. существенных трансформаций общественных отношений, вызванных кардинальными изменениями в сфере обработки (сбора, хранения и передачи) информации, которые происходили в относительно короткие периоды времени. Главным следствием подобных преобразований стало приобретение человеческим обществом нового качества. В основе всех информационных революций в истории человечества лежит тот или иной формат представления, хранения и передачи информации об окружающем мире, человеке и человеческом коллективе.

Первая информационная революция. Модель мира человека во все времена формировалась в соответствии с информацией, получаемой от первичных датчиков об окружающем мире. В современной физиологии различают восемь анализаторов: зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный (дающий ощущения о работе опорно-двигательного аппарата) и висцеральный (или анализатор внутренних органов)[1]. Возникновение и развитие естественной коммуникации, которое длится до настоящего времени, связано прежде всего с общественным характером деятельности человека. Основой ее является речь, которая появилась в результате совместной деятельности коллектива людей, так как невербальные возможности общения не могли обеспечить растущие потребности человека в передаче все более усложняющейся информации, которой должны обмениваться члены коллектива в процессе совместного труда. Таким образом, речевая естественная коммуникация возникает одновременно и как результат взаимодействия членов человеческого коллектива, и как основа его формирования. Сформировавшаяся естественная речевая коммуникация полностью основана на биологических данных человека и использует его физиологические возможности для формирования, передачи, приема и хранения информации.

Таким образом, первая информационная революция связана с появлением речи. Возникновение и развитие речи привело к возможности более точной передачи информации своим соплеменникам в результате обретения названий предметов (камень, палка), животных, растений, а также разнообразных действий и состояний. Речь позволила создать осознанную модель мира, и если труд создал человека, то человека разумного – homo sapiens[2]создала речь. Речь – это, прежде всего, трансляция (перевод) мысли на язык взаимодействий в окружающей среде (т.е. основное средство для осуществления коммуникации). Большинство ученых согласны с тем, что этот перевод осуществляется человеком неосознанно, он изначально встроен в общую модель окружающего мира, формирование которой происходит у человека до трех лет.

Речь является отображением, и не всегда точным, а в некоторых случаях и совсем не точным, мысли, выработанной в модели мира индивида. Однако речь также дополняется всем арсеналом невербальных средств предоставления информации, которые помогают преодолеть несоответствие формы выражения мысли, а также несоответствие содержания высказывания с тезаурусом[3] получателя информации. Появление речи как основного элемента естественной коммуникации принесло решение проблемы передачи смысла только в простейших, однозначных ситуациях, так как преобразование мысли в речь всегда сопровождается информационными потерями, тем большими, чем сложнее, многовариантней и противоречивей мысль.

Однако, несмотря на то, что речь была важным и незаменимым инструментом при обмене информацией, она обладала и недостатками, прежде всего это невозможность или проблемность предоставления информации в случаях, когда необходимо предоставлять информацию в виде описания пространственного сюжета и, кроме того, в случае длительного хранения информации. Это привело к появлению рисунков, дополняющих и иллюстрирующих речь и одновременно, что очень важно, обеспечивающих длительное хранение информации. Наверное, это можно считать первой виртуальной коммуникацией, поскольку информация предоставлялась и хранилась на другой основе (не передавалась в вербальной или невербальной форме при непосредственном контакте индивидов), что является одним из основных отличий виртуальной коммуникации от естественной.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационной составляющей человеческого общества. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению не только в процессе личного общения, а также хранения, редактирования и дополнения информации.

Создание письменности проходило по двум основным направлениям (с возможностью возникновения разных промежуточных смешанных систем) – создание кода для изображения звуков (письменность, основанная на фонемном принципе) на Западе и создание кода для изображения понятий на Востоке. Именно письменность обозначила то, что принято называть первой информационной революцией в истории развития человеческой цивилизации. Письменность обеспечила сохранение и распространение накопленных поколениями знаний и упорядочила информационный обмен в обществе, что привело к организации новой информационной структуры, позволяющей создавать, хранить и передавать информацию на основе виртуальной коммуникации, что в результате привело к колоссальному скачку производительных сил.

Появление письменности (текста) еще больше снизило возможности адекватного представления и восприятия мысли, так как информация (мысль) претерпевает двойное преобразование – сначала мысль формулируется в виде законченного высказывания (фразы), а затем эта фраза записывается. Кроме того, читатель записанного текста, в свою очередь, также должен уметь сто прочитать (раскодировать) и перевести в последовательность мыслительных образов, которые сформированы на основе его индивидуального предыдущего опыта и знаний. Кроме того, в письменной речи невозможно передать многие вербальные и невербальные компоненты общения, которые при непосредственном контакте реализуются в звучании речи, жестах и мимике говорящего и слушающего, а также через многие другие составляющие ситуации общения в целом. Однако текст в силу своей материальности многократно воспроизводим и в силу своей многозначности позволяет последовательное толкование в соответствии с изменяющимся тезаурусом воспринимающего этот текст читателя. Воспринимающий индивид или индивиды при анализе текста имеют возможность использовать и пополнять свой тезаурус относительно объекта высказывания, т.е. учиться и творчески переосмысливать исследуемый текст.

Третья информационная революция (середина XV в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое вновь радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. У достаточно большого количества людей появилась возможность получать и хранить информацию (книги, газеты). В связи с этим существенно выросла роль образования, так как личные и общественные успехи индивида стали напрямую зависеть от грамотности.

Этот этап развития виртуальных коммуникаций начинается с изобретения в 1440 г. Й. Гутенбергом печатного станка. Два основных свойства печатных изданий – достоверность, в смысле идентичности текстов, и широкая доступность за счет большого тиража – полностью изменили уровень информатизации средневекового общества. Революционное изобретение Гуттенберга оказалось очень востребованным и было в очень короткие сроки реализовано как один из наиболее успешных коммерческих проектов, так как устраняло недостатки, присущие рукописным текстам. Широко распространенные в догуттенберговскую эпоху неточности и искажения, неизбежно возникающие при переписывании текстов, а именно: низкая продуктивность переписчиков, невозможность обеспечить текстами всех желающих, потребовали создания новой технологии воспроизведения и тиражирования идентичных текстов, которая в свою очередь и породила третью информационную революцию в истории человеческой цивилизации.

Четвертая информационная революция (конец XIX в.) обусловлена тем, что люди научились получать и использовать электричество, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Освоение электромагнитных явлений для целей обмена информацией расширило возможности человека с точки зрения его присутствия и соучастия в событиях, происходящих за много километров от него. Вначале радио и телефон, а позже телевидение позволили окунуться индивиду в совершенно другой мир общения. Сегодня они естественны для многих людей, которые не мыслят своего существования без них. Появление средств массовой информации обеспечило оперативное и массовое дистанционное предоставление информации большим массам людей. Все это привело к формированию нового типа информационного мышления, изменению представлений человека об окружающем мире.

Пятая информационная революция (1950-с гг.) связана с изобретением и активным использованием компьютера. Этот период характеризуют следующие фундаментальные инновации[4]:

• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, в результате чего выросла скорость передачи информации и произошло удешевление основных элементов ее инфраструктуры;

• существенное уменьшение размеров всех узлов, устройств, приборов, машин;

• изобретение технологии программированного управления и создание программно-управляемых устройств и процессов[5];

• изобретение технологии дигитализации, т.е. дискретной передачи информации посредством цифровых кодов.

Создание электронно-вычислительных машин и развитие телекоммуникаций обусловило появление новой виртуальной коммуникации и, более того, виртуального пространства, которое сегодня существует параллельно с реальной действительностью и во многом ее заменяет. С возникновением сети Интернет сложилось единое информационное пространство, обеспечивающее доступность и интеграцию информационных ресурсов. Пятая информационная революция, которая началась в середине прошлого века, сегодня набирает силу, превращая наше общество в информационное, основой которого являются процессы обмена информацией. Информация стала самым ценным товаром массового спроса, возник рынок информации, информационные преимущества превратились в мощную социальную силу, которая оказалась способной существенно влиять на действия власти. Вопрос о том, насколько успешен человек в этом обществе, зависит от уровня его информационной культуры, т.е. степени приобщения к виртуальному социуму. Человек сегодня не только создает виртуальную реальность, но и живет в ней, реализуя материальность мысли. Вместе с тем информационные процессы, которые породила компьютерная и сетевая информационная революция, приобрели новые, до сих пор не известные человеческому обществу, качества: в частности, оказалось, что информационный обмен в большей степени, чем все остальные виды деятельности, способствует отношениям сотрудничества между людьми, кроме того, потребление информации ведет не к ее уменьшению, но, наоборот, к росту глобального информационного ресурса. Однако наряду с безусловными положительными результатами компьютерной информационной революции она породила очень много этических, правовых, психологических, социальных и других проблем, предъявила современному социуму новые вызовы, на которые он не всегда может дать адекватный ответ. Становление информационного общества, как всякого нового этапа общественного развития, – процесс сложный, противоречивый, особенно в современной России, ведь многие старые привычные ценности и ориентиры исчезают или трансформируются во что-то новое, непривычное, которое современному обществу еще только предстоит понять и усвоить. Таким образом, можно сказать, что появление новых форм информационного взаимодействия и, в частности, виртуальной коммуникации было одним из естественных этапов развития человечества, оно обусловлено потребностями общества. Все это привело к очередной информационной революции, призванной обеспечить переход к новому этапу в развитии общества. Этот новый этап остро нуждается в осмыслении и понимании его последствий для всего человечества.