Постнеклассическая стадия развития науки

Если продолжить представление стадий развития науки согласно концепции В. С. Степина [2000], то следующей после неклассической следует постнеклассическая наука. Она формируется в ходе четвертой глобальной научной революции, начавшейся в последней трети XX в. Ряд авторов подчеркивают решающую роль гуманитарного знания в формировании этой стадии, социальных изменений как в обществе, так и в науке.

В этот период изменяется сам характер научной деятельности в силу появления принципиально новых средств добывания, хранения и использования научных знаний практически во всех сферах человеческой жизни. Сложные и дорогостоящие приборные комплексы обслуживаются и используются большими коллективами и начинают функционировать аналогично средствам промышленного производства. На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. В выборе целей исследования наряду с познавательными все большую роль играют культурологические, экономические и социально- политические факторы.

Работа в рамках комплексных программ приводит к сращиванию в единой системе деятельностей теоретических и экспериментальных, фундаментальных и прикладных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Постепенно стираются жесткие границы между картинами реальности, выстраиваемыми различными науками и появляются фрагменты целостной общенаучной картины мира. Новые возможности междисциплинарных исследований позволяют делать их объектами сверхсложные уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.

В 1969 г. немецкий ученый Герман Хакен (р. 1927 г.) ввел понятиесипергетики для обозначения направления, изучающего процессы самоорганизации в физических, химических и биологических системах. Это пример того, как принципы познания, разработанные в одной из областей знаний (естественнонаучного) посредством их осмысления на уровне общенаучной методологии, приобрели более широкое звучание и были включены в методологические ориентиры других – гуманитарных – наук. К настоящему времени синергетическим исследованиями называют междисциплинарные проекты, в которых изучаемые нелинейные открытые процессы рассматриваются в общенаучной модели перехода систем от хаоса к порядку.

Существенный шаг в сторону понимания саморазвивающихся систем как исследовательской парадигмы был сделан лидером брюссельской школы междисциплинарных исследований (русского происхождения) И. Р. Пригожиным (1917–2003), который проанализировал нелинейный характер мышления в науке и искусстве и обосновал новое понимание принципа детерминизма, включающего телеономтность, т.е. целевую составляющую в анализ развития этих систем с точки зрения преодоления хаоса.

Наиболее сложные и перспективные исследования имеют дело с исторически развивающимися системами, которые формируют со временем все новые уровни своей организации, появление которых влияет на уже существующие, меняя связи и композицию их элементов. Формирование каждого нового уровня сопровождается прохождением систем через состояние неустойчивого равновесия (точки бифуркации[1]), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к изменению направлений развития и появлению новых структур.

Саморазвивающиеся системы[2] характеризуются синергетическими эффектами и принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие человека с такими системами не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, изменяя каждый раз поле ее возможных состояний. При этом человек имеет дело не с жесткими предметными свойствами, а со своеобразными констелляциями возможностей и перед ним каждый раз возникает проблема выбора линии развития из множества путей эволюции системы. При этом сам выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. Создаются новые методы предсказания – построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации. С идеалом науки как аксиоматико-дедуктивной системы все больше конкурируют методы исторической реконструкции, ранее применявшиеся преимущественно в гуманитарных науках. Категория ценности вводится в содержательные характеристики и сопоставления научных теорий, что рассматривалось бы в классической картине мира как проявление субъективности знания.

Постнеклассическая наука – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической пауки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом.

Теперь эти требования рассматриваются не только как не противоречащие движению к объективному научному знанию, но и являются его условием. Такая постановка вопроса перекликается с пониманием определенной части научного знания как знания личностного (по М. Полани [1985]). Другим аспектом науки на постнеклассической стадии выступает ее плюрализм, т.е. полипарадигмальность, или мультипрадигмальность.

Постнеклассическая наука, развитие нового мышления в культуре и искусстве, а также осмысление новых идеалов построения знания в философии приводят к развитию постнеклассической философии (иногда с общим названием – неклассической).

Если неклассический тип философствования связывался с этапом модернизма в гуманитарных науках и искусстве, то постнеклассический – с постпозитивизмом в философии и постмодернизмом в социологии и искусстве.