Поставщики услуг

Последние 30 лет ознаменовались коренными сдвигами в системе оказания социальных услуг. Если ранее в ряде европейских стран преобладающая часть публичных услуг традиционно оказывалась предприятиями государственного сектора, то в настоящее время все большую роль в оказании практически всех услуг, обеспечение которых населению предусмотрено правительством, играют общественные организации и частные предприятия. Помимо этого негосударственный сектор обеспечивает целый ряд услуг, предоставлять которые правительство в силу определенных причин не может.

Одновременно с этими процессами усиливалось внимание мирового сообщества к проблемам защиты прав человека, что повлекло за собой разработку и внедрение целого ряда международно-правовых стандартов, направленных на обеспечение прав наиболее уязвимых и дискриминируемых социальных групп.

Дополнительным стимулом к вовлечению в сферу оказания реабилитационных услуг поставщиков общественного и частного сектора стало принятие ЕС законодательных норм, обязывающих правительства государств — членов ЕС открыто и на конкурсной основе определять поставщиков при покупке товаров и услуг. Этот шаг стал началом формирования многих новых рынков.

Смешанная экономическая модель обеспечения социальных услуг, объединяющая усилия правительства, частных предприятий и общественных организаций, развивается и успешно действует уже в целом ряде европейских стран, в том числе в государствах Центральной и Восточной Европы.

Конкретные механизмы функционирования этой модели в разных странах существенно различаются. Однако для всех государств факторами являются наличие законодательства (на федеральном и региональном уровне), способствующего развитию такого взаимодействия, а также нормативного правового обеспечения на местном уровне, с помощью которого регулируются процедуры конкурсного отбора подрядчиков в области оказания социальных услуг. Региональные правительства до сих пор предоставляют часть социальных услуг самостоятельно. Обеспечение остальных услуг производится путем размещения заказов на конкурсной основе. Часто эта функция возлагается на специально созданный в рамках правительства орган, в компетенцию которого входит принятие решений о заказе определенных услуг, организация конкурсов, заключение контрактов и осуществление контроля за исполнением услуг и их соответствием потребностям и ожиданиям населения.

В Великобритании законодательство обязывает местные органы власти консультироваться с поставщиками, потребителями услуг, их семьями и добровольными общественными организациями по вопросам планирования и оказания услуг.

Стандарты и качество услуг

При переходе к обслуживанию инвалидов по месту жительства в рамках общей системы обслуживания населения в разных государствах используются различные подходы, выбор которых обусловлен спецификой местных экономических, социально-демографических, исторических и культурных факторов. Многие страны, в том числе Великобритания, пошли по пути разработки и внедрения минимальных национальных стандартов, обязательных для всех поставщиков социальных услуг независимо от форм собственности и четко определяющих приемлемый уровень качества. Стандарты должны быть подкреплены комплексом механизмов контроля за их соблюдением. Цель стандартизации в секторе медико-социальных услуг заключается в обеспечении соответствия качества фактически оказываемых услуг установленному уровню. В качестве основного индикатора эффективности деятельности поставщиков услуг используется степень удовлетворенности потребителя. Соблюдение поставщиком требований стандартов является гарантией достижения необходимого уровня качества и эффективности оказываемых услуг, а следовательно, удовлетворения потребностей клиента. Реализация стандартов часто обеспечивается в законодательном порядке либо с помощью соответствующих регламентов и процедур контроля и надзора за деятельностью поставщиков. Проектирование стандартов и сопутствующего им нормативно-правового регулирования осуществляется во взаимодействии с самими потребителями и всеми заинтересованными организациями. Потребителям также обеспечиваются широкие возможности участия в разработке новых услуг, их внедрение и осуществление контроля за их качеством.