Порядок разрешения этических конфликтов

При оценке степени соответствия фундаментальным моральным принципам у профессионального бухгалтера может возникнуть необходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешения этических конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликта зависит от факторов:

1) адекватности восприятия конфликта, т.е. достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями, оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Различные индивидуальные особенности личности создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. К таким качествам относятся:

неадекватная самооценка своих возможностей и способностей;

— стремление доминировать во что бы то ни стало; сказать свое последнее слово;

— консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

— излишняя принципиальность и прямолинейность;

— критический настрой;

— определенный набор эмоциональных качеств личности.

Этические конфликты необходимо разрешать. Для этого бухгалтерам и аудиторам следует предпринимать соответствующие меры предосторожности. Эти меры определены в международном Кодексе этики /РАС и в российских кодексах этики.

Приступая к формальной или неформальной процедуре разрешения конфликта, профессиональный бухгалтер должен принимать во внимание следующие обстоятельства:

а) свершившийся факт этического конфликта;

б) сущность проблемы, имеющей отношение к этическому конфликту;

в) фундаментальные моральные принципы, которые подвергаются угрозе их нарушения в результате конфликта;

г) установленные в фирме внутренние процедуры по разрешению этических конфликтов;

д) возможность принятия альтернативных действий по разрешению этического конфликта.

Рассмотрев данные обстоятельства, профессиональный бухгалтер должен определить свои действия, совместимые с фундаментальными принципами поведения. Необходимо также взвесить все возможные последствия произошедшего этического конфликта. Если в результате принятых мер этическая проблема остается неразрешенной, то профессиональному бухгалтеру следует проконсультироваться с соответствующими лицами в своей фирме или в организации, в которой он работает по найму, с целью получения помощи для разрешения конфликта.

В интересах профессионального бухгалтера необходимо документировать суть проблемы, детали любых обсуждений и решений, принятых по этой проблеме.

Если значительный конфликт не поддается разрешению, профессиональный бухгалтер может обратиться за профессиональным советом в соответствующий профессиональный орган или к юридическим консультантам и таким образом получить рекомендации по решению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности.

Пример

Профессиональный бухгалтер столкнулся с мошенничеством финансовой отчетности, в которой содержится конфиденциальная информация.

Суть этического конфликта:

если он заявит об этом, то может нарушить принцип конфиденциальности.

Разрешение этического конфликта:

получить юридическую консультацию с целью определения того, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.

Если все возможности по разрешению конфликта исчерпаны, а этический конфликт так и остается неразрешенным, профессиональный бухгалтер должен по возможности отказаться от решения проблемы, являющейся причиной этого конфликта. Профессиональный бухгалтер может принять решение о том, что в данных обстоятельствах следует выйти из состава рабочей группы или отказаться от конкретных обязательств, или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания, фирмы или нанимающей его организации.