Лекция 3. Понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ экологических правоотношений

В процессе деятельности гражданам и иным лицам приходится вступать в контакт, во взаимодействие по различным вопросам. Иначе говоря, в тех или иных случаях между двумя и более субъектами возникают отношения, которые называют общественными. При этом общественные отношения могут складываться в рамках определенных установившихся для данной группы общественных отношений правил, например обычаев. Применительно к какой-либо области предпринимательской деятельности ст. 5 ч. I ГК допускает возможность использования такого регулятора общественных отношений, как обычай делового оборота, независимо от того, зафиксировано ли устанавливаемое им правило в каком-либо документе или нет.

В этом смысле правоотношения в той или иной сфере отличаются наличием обязательных элементов, как то:

субъекты правоотношений, т.е. те, кто вступает в соответствующие отношения;

объекты правоотношений - предметы, вещи и иные материальные и духовные ценности, вокруг которых складываются отношения между конкретными субъектами;

правовые нормы - устанавливаемые уполномоченными на то органами публичной власти правила поведения, которые определяют рамки дозволенного для субъектов, вступающих в отношения по поводу тех или иных объектов.

Не являются в этом смысле исключением и экологические правоотношения, под которыми понимаются регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При этом очевидно, что правоотношения могут быть как результатом правомерных действий, так и последствием нарушения тем или иным субъектом установленных правовыми нормами запретов. Соответственно, если субъект в процессе, например, природопользования осуществляет деятельность строго в рамках, предписанных законом, его поведение правомерно и правоотношения, в которые он вступает с другими субъектами, носят сугубо регулятивный характер, т.е. подчиняются установленным правилам.

Напротив, в случае выявления уполномоченным на то органом государственного экологического контроля в деятельности субъекта-природопользователя нарушений законов складываются принципиально другие правоотношения, имеющие для нарушителя отрицательные последствия в виде наказания, необходимости устранить допущенные нарушения, причины и условия, им способствующие, обязанности возместить причиненный вред и т.п. Таким образом, принято говорить о принудительном характере складывающихся для субъекта-правонарушителя правоотношений.

Можно рассматривать экологические правоотношения и с позиции степени регламентации деятельности тех или иных субъектов. Так, дозволяемое нормами экологического права то или иное поведение без детального раскрытия его содержания может порождать материальные правоотношения. Например, ст. 12 Закона об охране окружающей среды предоставляет общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, право оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды, однако четкие рамки и процедура оказания подобного содействия законом не установлены. В то же время алгоритм действий членов экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы строго регламентирован, что позволяет говорить о наличии в таких случаях процессуальных правоотношений.

Если поведение того или иного субъекта обусловлено строгим указанием закона или иного нормативного правового акта совершить определенное действие, то можно вести речь о правообязывающих правоотношениях. Так, п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды четко устанавливает, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного контроля в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль в порядке, установленном законодательством. В свою очередь правоустанавливающие правоотношения складываются при реализации субъектами предоставленных им прав. Например, граждане согласно ст. 11 Закона об охране окружающей среды могут создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.