Понятие государственных финансов

Государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Субъектами этих отношений выступают государство, предприятия, организации, учреждения и граждане.

Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов в экономике, в социальной сфере, в военном и государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Главными нерешенными проблемами в области государственных и муниципальных финансов остаются:

o несбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ;

o несовершенство налоговой системы;

o неэффективность использования государственной и муниципальной собственности;

o слабое регулирование межбюджетных отношений;

o отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики;

o неэффективность государственного финансового контроля и др.

Большой вклад в эффективное и ответственное управление государственными (общественными) финансами в соответствии с международными нормами вносит Министерство финансов РФ (Минфин России).

Государственные доходы и расходы: методы мобилизации, направления использования

При функционировании государственных финансов возникают два тесно связанных процесса:

1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;

2) использование их на различные государственные потребности.

Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

Государственные доходы - эта часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.

Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий -децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения, а децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные показывает соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизации влияние государственных доходов на эффективность экономики.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу приоритетных отраслей экономики, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Объектом денежных отношений, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта, которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части, как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться прибыль и заработная плата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется посредством использования переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.1

Вес источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним относятся национальный доходи национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссия.

Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов:

o ОГЛАВЛЕНИЕм финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой;

o конкретной экономической и социальной ситуацией;

o степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Государственные займы используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств II государственный сектор экономики.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, так как финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов.

Эмиссия причем не только денежная, но и кредитная является третьим методом мобилизации государственных доходов. К эмиссии государство прибегает в случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

ОГЛАВЛЕНИЕ и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятии, организации, учреждении. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

С переходом к рыночным отношениям и развитием многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой осуществляется с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства.

Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

Постепенно растут государственные расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.

Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:

o связанных с хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;

o обусловленных социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников.

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию экономики и социально-культурных мероприятий, но и на ОГЛАВЛЕНИЕ управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями.

Военные расходы обусловлены выполнением оборонной функции государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно связанных между собой, составляет систему государственных расходов.

Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

o целевое направление средств;

o безвозвратность расходования государственных ресурсов;

o соблюдение режима экономии.

Финансирование государственных расходов осуществляется в формах:

o самофинансирования;

o бюджетного финансирования;

o кредитного обеспечения.