Понятие антикризисного управления

Антикризисное управление - это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Принимая во внимание определение, данное выше, зададимся вопросом, всякое ли активное воздействие на экономику с целью обеспечения ее эффективного функционирования относится к антикризисному управлению. В принципе, ответ можно дать утвердительный.

Но следует иметь в виду, что антикризисное управление включает в себя использование важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и преодоления кризиса.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в двух значениях: в широком и узком смыслах.

В широком смысле антикризисное управление - это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно.

К несостоятельному в финансовом отношении предприятию могут быть применены различные меры воздействия, а именно:

1) смена собственника, в том числе принудительная приватизация;

2) назначение арбитражем управляющего предприятием со стороны (временного, внешнего, конкурсного);

3) выставление части имущества на аукцион;

4) выставление предприятия на инвестиционный конкурс;

5) привлечение займов под гарантии Федерального центра, администрации субъектов Федерации, надежных банков и др.);

6) передача предприятия в трастовое управление;

7) реорганизация предприятия (разукрупнение, присоединение к другому предприятию или корпорации, слияние нескольких предприятий);

8) ликвидация предприятия.

На мезо-, макро-, мировом уровнях экономики принимаются соответствующие организационно-управленческие меры противодействия кризисным явлениям. Так, на макроуровне государства со смешанной системой хозяйствования (это в первую очередь индустриально развитые страны Запада) широко применяют целый спектр мер госрегулирования экономики, что и являет собой антикризисное управление. МВФ всегда разрабатывает систему антикризисных мер в отношении стран, которые попали в финансовую зависимость и при этом находятся в состоянии кризиса. Примечательно, что ни одна страна со здоровой экономикой, как правило, не попадает в долговую зависимость от МВФ. Эта организация фактически претендует на роль антикризисного управляющего мировым хозяйством, обеспечивая целенаправленное управление кризисными процессами во многих странах мира. Однако нередко эти действия только усиливают кризис. Отметим, что МВФ разрабатывает свои меры в отношении кризисных стран по единому шаблону, не учитывая их специфики (не видя различий, например, между Россией и Замбией).

В недавнем прошлом, когда СССР был в силе, страны, пользующиеся кредитом МВФ, обычно добивались от него смягчения мер антикризисной политики, угрожая в противном случае отказаться от услуг МВФ и обратиться за помощью к Советскому Союзу. В настоящее время такой рычаг противодействия ушел в прошлое, и МВФ жестко навязывает зависимым от него странам основные параметры экономической политики.

Механизм антикризисного управления со стороны МВФ характеризуется следующими моментами:

1) первый кредит МВФ дает потенциально зависимой от него стране на льготных условиях, не выдвигая каких-либо требований;

2) быстро израсходовав полученный кредит, власти просят у МВФ очередную порцию финансовых средств;

3) последующий кредит дается уже на условиях жесткого соблюдения страной-заемщиком основных параметров экономической политики;

4) в спектр основных требований МВФ входит сплошная форсированная приватизация, со свободным допуском к ней иностранцев; минимизация дефицита госбюджета; резкое замораживание денежной эмиссии; свертывание госфинансирования науки, образования, социальной защиты населения; сплошная либерализация всех цен; полное открытие внешнеторговых границ и минимизация таможенных пошлин; свободный вывоз капитала из страны (этот стандартный набор условий часто сопровождается дополнительными негласными требованиями).

Во времена Средневековья, когда английские корабли приплыли к берегам Японии, Великобритания поставила ультиматум: японский император должен разрешить свободную торговлю, в противном случае страна будет завоевана. В настоящее время неоколониалистам нет нужды напрямую завоевывать другие страны, теперь для этого используется МВФ. Впрочем, отдельные страны подвергаются прямой военной агрессии со стороны Запада, как это имело место совсем недавно в отношении Югославии.