Польша

Стремление принять новую конституцию в Польше появилось сразу же после демократической революции. С этой целью в 1989 г. была образована конституционная комиссия, однако острая борьба политических сил затянула этот процесс на восемь лет. В результате Конституция Республики Польша была принята лишь в 1997 г.

Форму правления в Польше можно определить как смешанную, поскольку правительство ответственно перед сеймом и нуждается в его доверии, но президент избирается гражданами и имеет таким образом независимое от парламента положение.

Согласно конституции устройство Польши основано на разделении и равновесии законодательной, исполнительной и судебной властей. Определены задачи Вооруженных сил, их политическая нейтральность и гражданская подконтрольность. Провозглашена свобода создания и деятельности институтов гражданского общества – политических партий, иных общественных объединений и средств массовой информации. Конституция предусматривает деление территории Польши на воеводства, основной же единицей административно-территориального деления является гмина (община), жители которой образуют самоуправляющееся общество. Согласно конституции воеводства как высшие единицы территориального деления самоуправлением не обладают. Однако в 1998 г. законами было введено самоуправление в воеводствах, а также учреждено промежуточное звено между общиной и воеводством – уезд.

В качестве основы экономического устройства государства Конституция Республики Польша определяет социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности и частную собственность.

Органом законодательной власти в Польше является парламент, состоящий из двух палат, – сейма и сената. Депутаты сейма (460 человек) и сенаторы (100 человек) избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Как и Мартовская конституция, конституция 1997 г. предоставляет больше полномочий нижней палате парламента – сейму, а сенат – по-прежнему слабая верхняя палата. Исполнительную власть в Республике Польша осуществляет президент, который, согласно конституции, является ее верховным представителем и гарантом непрерывности государственной власти, а также верховным главнокомандующим Вооруженными силами. При президенте действует Совет национальной безопасности, а вспомогательным органом является Канцелярия. Президент избирается на пять лет. Официальные акты президента для приобретения действительности требуют подписи председателя Совета министров, который тем самым берет на себя ответственность за них перед сеймом. Совет министров (правительство) также представляет собой исполнительную власть в Польше, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику государства. Формирует Совет министров президент, однако сейм имеет право самостоятельно избрать правительство в случае, если президент не назначает членов правительства или же сейм отказывает Совету министров в доверии. Судебная власть представлена следующими органами: Верховный суд, Высший административный суд, Всепольский судебный совет, Конституционный трибунал и Государственный трибунал.

Конституция предусматривает определенный объем гражданских прав, содержащихся в шести подразделах: общие принципы, личные права и свободы, политические свободы и права, экономические, социальные и культурные свободы и права, средства охраны свобод и прав, обязанности. Следует отметить, что в ряде статей, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина, фиксируются не субъективные права, подлежащие судебной защите, а задачи государственных органов в данной сфере, которые являются обязательными, но не могут служить основанием для каких-либо претензий отдельных лиц. Граждане для защиты своих прав могут обращаться к уполномоченному по гражданским правам.

Особенностью конституции является наличие раздела, устанавливающего три вида чрезвычайного положения: военное положение, исключительное положение и положение стихийного бедствия (последнее представляет собой конституционную новацию). Данную особенность можно считать положительной, поскольку объем возможных ограничений демократических начал публичной жизни и гражданских прав и свобод тесно связан с принципиально различающимися между собой фактическими ситуациями.