Внутренняя организация

Внутренняя организация Европарламента находится в русле общих традиций мирового парламентаризма, хотя и имеет некоторые специфические черты. Ее основными элементами выступают:

а) руководящие органы Европарламента, единоличные и коллегиальные (Председатель Европейского парламента и его заместители, Конференция председателей и Бюро);

б) вспомогательные органы, состоящие из депутатов (парламентские комиссии) или сотрудников европейской администрации (Генеральный секретариат Европарламента).

Как и в других институтах ЕС, детальные правила в отношении внутренней организации, а также порядка работы Европарламента определяет его внутренний регламент (ВР), принимаемый па основе поддержки абсолютного большинства голосов всех парламентариев (ст. 232 ДФЕС). Внутренний регламент был принят впервые Европейским парламентом в 1953 г. (еще в качестве Ассамблеи ЕОУС) и с тех пор неоднократно пересматривался[1].

Внутренний регламент Европейского парламента в современной редакции представляет собой очень обстоятельный источник парламентского права ЕС. Он насчитывает свыше 200 статей, объединенных в следующие разделы:

раздел I. Депутаты, органы Парламента и политические группы (ст. 1–34);

раздел II. Законодательные, бюджетные и другие процедуры (ст. 35-88);

раздел II bis. Международные соглашения (ст. 89–102);

раздел III. Прозрачность работы (ст. 103–104);

раздел IV. Отношения с другими институтами и органами (ст. 105-129);

раздел V. Отношения с национальными парламентами (ст. 130-132);

раздел VI. Сессии (ст. 133–182);

раздел VII. Комиссии и делегации (ст. 183–200);

раздел VIII. Петиции (ст. 201–203);

раздел IX. Омбудсман (ст. 204–206);

раздел X. Генеральный секретариат Парламента (ст. 207);

раздел XI. Полномочия в отношении политических партий на европейском уровне (ст. 208–210);

раздел XII. Применение и пересмотр Регламента (ст. 211–212);

раздел XIII. Прочие положения (ст. 213–216).

Внутренний регламент Европарламента также содержит 20 приложений, посвященных самым разным вопросам: проведение "часа вопросов" (приложение II), полномочия постоянных парламентских комиссий (приложение VII), конфиденциальные и чувствительные документы и сведения (приложение VIII) и др.

А. Руководящие органы

Председатель – высшее должностное лицо Европарламента, которое осуществляет руководство "всей деятельностью Парламента и его органов, и располагает любыми полномочиями но руководству обсуждениями в Парламенте и по обеспечению их надлежащего хода" (ст. 20 ВР). Председатель избирается депутатами из своего состава сроком на два с половиной года, т.е. на половину пятилетнего срока полномочий Европарламента. Допускается повторное избрание, однако на практике эта возможность не используется, поскольку в силу политического обычая Председателем поочередно избираются представители двух крупнейших фракций Европарламента (Европейской народной партии и Партии европейских социалистов).

Помимо традиционных полномочий по руководству пленарными заседаниями (открывает и закрывает их, предоставляет слово депутатам, объявляет об итогах голосования, применяет меры дисциплинарных взысканий к депутатам и посетителям и т.д.). Председатель Европарламента выступает в качестве официального представителя возглавляемого им института в отношениях с другими институтами, органами, учреждениями ЕС, а также государствами-членами и третьими странами.

От имени Парламента его Председатель подписывает парламентские акты, в том числе бюджет ЕС и тексты регламентов, директив и решений, принятых совместно Европарламентом и Советом ЕС (Председатель Парламента ставит подпись всегда первым, Председатель Совета – вторым).

Заместители председателя (вице-председатели), как и Председатель, избираются депутатами из своего состава на 2,5 года с правом на переизбрание в дальнейшем.

Количество заместителей достаточно велико – 14. При их выборе определяется "порядок старшинства" (ст. 15 ВР): первый заместитель, второй и т.д. В соответствии с этим порядком заместители призываются к выполнению полномочий Председателя в случае его отсутствия (ст. 21 ВР). Если вакансия становится постоянной, то исполняющим обязанности до избрания нового Председателя будет его первый заместитель (ст. 18 ВР).

Внутри корпуса заместителей председателя существует разделение труда. Например, один из них назначается ответственным за контакты с представителями европейского гражданского общества (ст. 25 ВР).

Вместе с Председателем заместители образуют первый коллегиальный руководящий орган Европарламента – Бюро.

Бюро – это орган Парламента, на который возложено решение организационных, финансовых и технических вопросов его деятельности. "Бюро регулирует финансовые, организационные и административные вопросы, касающиеся внутренней организации Парламента, его секретариата и его органов" (ст. 23 ВР). В состав Бюро входят по должности 15 человек. Это Председатель и 14 его заместителей. С совещательным голосом в работе Бюро также участвуют квесторы (см. ниже).

Конференция председателей. В отличие от Бюро, которое может быть названо административным органом, Конференция председателей выступает как орган политического руководства работой Парламента. Именно Конференция председателей решает вопросы планирования законодательной и иной деятельности Парламента, определяет состав и компетенцию парламентских комиссий, решает вопросы взаимодействия Европейского парламента с парламентами государств-членов и т.д. (ст. 25 ВР).

В состав Конференции председателей по должности входят руководители парламентских фракций и самого Парламента, т.е. Председатель Европарламента и председатели политических групп (отсюда и название данного органа). В заседаниях Конференции председателей также приглашается участвовать один из депутатов, не входящий ни в одну из фракций (представитель "неприсоединившихся" депутатов), но без права голоса. Количество членов Конференции председателей, таким образом, не является фиксированным (зависит от числа фракций).

В отличие от других коллегиальных органов Европарламента, Конференция председателей должна стремиться найти консенсус по всем обсуждаемым ею вопросам, а если консенсус недостижим, то принимает решения взвешенным голосованием. В данном случае количество голосов председателей фракций зависит от числа депутатов, входящих в их состав (ст. 24 ВР).

Кроме Бюро и Конференции председателей, в структуре Европарламента функционируют и другие коллегиальные органы с консультативными полномочиями: Конференция председателей комиссий и Конференция председателей делегаций. Эти органы дают рекомендации Бюро и Конференции председателей по вопросам функционирования, соответственно, парламентских комиссий или межпарламентских делегаций, включающих депутатов Европарламента.