Подача транспортных средств для погрузки груза

В соответствии с согласованной заявкой перевозчик обязан выделить необходимое количество транспортных средств для погрузки и перевозки груза. Это количество согласовывается сторонами и фиксируется в заявке. Оно зависит прежде всего от объема предъявляемого для перевозки груза и вида его отправки. Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 28 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258) (далее в данной главе – Правила приема грузов к перевозке), установлены такие виды отправок, как повагонная, контейнерная, мелкая, групповая, маршрутная, сборная и отправка в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику (п. 2).

Повагонной отправкой считается предъявляемый по одной транспортной железнодорожной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерная отправка – это предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного контейнера.

Мелкой отправкой называется предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.

Групповой отправкой признается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Маршрутной отправкой является предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов но массе или длине.

Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый но одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя.

Под отправкой в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, считается груз, предъявляемый к перевозке железнодорожным транспортом по одной или нескольким накладным в составе поезда, включающего вагоны и локомотив, не принадлежащие перевозчику.

С учетом конкретного вида отправки перевозчик обязан выделить под погрузку необходимое количество вагонов, контейнеров. Подаваемые вагоны, контейнеры должны быть соответствующим образом подготовлены для перевозки конкретного груза, отвечать предъявляемым требованиям. Поэтому перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны и контейнеры, технически пригодные для перевозки, т.е. исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений. Эта обязанность возлагается на перевозчика только применительно к принадлежащим ему вагонам и контейнерам. Но их подготовку может осуществлять и грузоотправитель за счет перевозчика в соответствии с заключенным между ними договором[1].

Определение технической пригодности вагонов и контейнеров, подаваемых под погрузку, является прерогативой перевозчика. Он же определяет коммерческую пригодность, но только вагонов и при условии, что погрузка обеспечивается им[2]. В остальных случаях это делает грузоотправитель.

Если грузоотправитель отказывается от вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, непригодных для перевозки конкретного груза, тот обязан подать взамен пригодные вагоны, контейнеры. В этом случае вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются, плата за их пользование не взимается.

Необходимо иметь в виду, что погрузка грузоотправителем грузов в поданные технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза. Как разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30, в случае если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность несет перевозчик. Он может быть освобожден от ответственности только тогда, когда докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя (п. 13).

Вперед обязанность перевозчика состоит в подаче вагонов, контейнеров под погрузку. При выполнении этой операции перевозчик уведомляет грузоотправителя о времени подачи транспортного средства не позднее чем за два часа до подачи, о чем делает запись в книге уведомлений. Если вагоны поданы позднее срока, указанного в уведомлении, но не более двух часов, время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи. Если же опоздание превышает два часа, перевозчик обязан вновь уведомить грузоотправителя и владельца железнодорожного пути необщего пользования о предстоящей подаче. Никаких санкций за это нарушение срока УЖТ не предусматривает.

Правила приема грузов к перевозке допускают ситуацию, когда перевозчик подает вагоны без уведомления грузоотправителя (п. 4). В этом случае они учитываются как поданные грузоотправителю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи, если иное не установлено соглашением сторон.