Периоды развития института судебного конституционного контроля

Как уже говорилось, учреждение высших судебных органов защиты конституционности и законности нс является изобретением современных правовых систем, оно связано с историческим развитием конституционализма, во всяком случае на европейском континенте. В своем развитии судебный конституционный контроль прошел несколько этапов.

Первый этап (XII–XIX вв.). Исторические прообразы конституционного контроля можно обнаружить во времена Священной римской империи у германских наций. Изначально судебные органы имели дело в основном со спорами между отдельными правителями, а иногда – даже с нарушениями прав. Элементы конституционного контроля сохранялись в той или иной форме на протяжении всей истории германского права вплоть до того момента, когда этот контроль в его современном понимании был закреплен Веймарской Конституцией.

Международная панорама

Во Франции зачаточные формы конституционного контроля существовали уже в середине XIII в., в Португалии возникли с принятием Кодекса Филиппа в XVII в.

Более развитые формы судебного конституционного контроля отражены в конституциях Норвегии, Дании и Греции в XIX в.

В Австрии Федеральный Суд в 1867 г. получил полномочия разрешать споры о защите индивидуальных политических прав; в то же время Государственный Суд выносил решения по конституционным жалобам.

В Швейцарии зачатки конституционного контроля можно усмотреть уже в Федеральной Конституции 1848 г., хотя более широкие полномочия Федеральный Суд приобрел лишь при внесении изменений в Конституцию в 1874 г.

В Норвегии суды начали осуществлять конституционный контроль с 1890 г., в Румынии конституционное судопроизводство возникло перед Первой мировой войной.

Арагонское право XIII–XVI вв. предусматривало защиту конституционных прав с помощью процедуры, которая явилась прообразом конституционной жалобы. Впоследствии аналогичные формы защиты конституционных прав нашли отражение в правовых системах Испании (1978 г.), Португалии (1976 г.). Еще раньше они получили распространение в Латинской Америке – в Аргентине (Конституция 1853 г.), Бразилии (Конституция 1890 г.) и Мексике (Конституции 1857 и 1917 гг.).

Второй этап (начало XX века – 1945 г.). Начало данному этапу положила Конституция Австрии 1920 г., которая учредила первый в Европе конституционный суд. Председателем суда был избран известный австрийский ученый Кельзен.

Следуя австрийкой модели, перед Второй мировой войной конституционный контроль ввели также Греция (1927 г.), Египет (1941 г.), Ирландия (1937 г.) Испания (1931 г.), Чехословакия (1920 г.). Дальнейшее распространение конституционного контроля было прервано начавшейся войной и даже созданным институтам практически не удалось развернуть свою деятельность.

Третий этап (1945–1960 гг.). В этот период собственно конституционное правосудие могло развиваться лишь при том условии, что принцип верховенства парламента уступил бы место принципу верховенства конституции, конституционный контроль осуществлялся бы специальным органом, не зависимым от законодательной и исполнительной власти.

В то же время введение конституционного судопроизводства предполагало реализацию принципа вертикального разделения властей. Этот принцип зародился в государствах с федеративным устройством, где конституционное правосудие было призвано осуществлять надзор за актами федеральной законодательной власти в отношении членов федерации. Его появление объясняется и историческими причинами: болезненный опыт минувшей войны и фашизма породил идею о том, что введение конституционного контроля является одним из признаков демократии. Существовали также причины институционального и политического характера: конституционный контроль мог предоставлять гражданам эффективную защиту от законодательной и исполнительной власти.

Конституционный контроль был введен в Бирме (1947 г.), Бразилии (вновь в 1946 г.), Германии (1949 г.), Индии (1949 г.), Италии (1948 г.), Люксембурге (1950 г.), Сирии (1950 г.), Таиланде (1949 г.), Уругвае (1952 г.), Японии (1947 г.). В различных формах он получил распространение и в ряде других стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.

Четвертый этап (начало 1970-х гг. – настоящее время). Начало современного периода было отмечено политическими изменениями в ряде стран Южной Европы, где конституционный контроль появился после свержения диктаторский режимов: в Греции (1968 г.), Испании (1978 г.), Португалии (1976 г.).

Примерно в эти же годы конституционный контроль ввели Алжир (1963 г.), Кипр (1960 г.), Турция (1961 г.), Югославия (1963 г.).

Одновременно отдельные существующие системы конституционного контроля подверглись пересмотру (Австрия, Бельгия, Германия, Франция, Швеция).

В 1980-е гг. в результате социальных и политических преобразований конституционный контроль претерпел изменения во многих странах Центральной и Южной Америки. Особо примечателен опыт Аргентины, где процесс демократических преобразований, начавшийся в составных частях федеративного государства, проявился во введении различных элементов конституционного контроля в отдельных провинциях.

В дальнейшем институт конституционного контроля распространился на страны Восточной Европы. Наличие конституционного контроля предполагает отказ от принципа единства власти, который был характерен для стран социалистической системы, поэтому эти страны, как правило, не имели конституционного контроля. Исключение составляли лишь Югославия, в 1963 г. учредившая конституционный контроль по австрийско- германской модели, и Чехословакия, где конституционный контроль был введен в 1968 г., но на практике не осуществлялся. В 1980–1990-е гг. конституционный контроль ввели Албания (1992 г.), Болгария (1991 г.), Венгрия (1984, 1989 гг.), Литва (1992 г.), Польша (1982 г.), Румыния (1991 г.), Советский Союз (1988 г.), Словакия (1992 г.), Словения (1991 г.), Чехия (1992 г.), Эстония (1992 г.).

Даже в Великобритании, одной из немногих стран, наряду с Люксембургом и Нидерландами, нс имеющей судебного конституционного контроля, возникли идеи о его введении в связи с планами пересмотра Билля о правах.

Современный конституционный контроль уже вышел за национальные границы: в контексте европейского конституционного правосудия все чаще упоминаются Европейский Суд по правам человека в Страсбурге и Суд Европейских Сообществ в Люксембурге.