Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр вынесенных постановлений и последующих решений по делам об административных правонарушениях является альтернативной стадией производства, поскольку соответствующие процессуальные нормы применяются лишь в том случае, если обжалуется или опротестовывается постановление по делу, а затем решение и постановление по рассмотрению жалоб на постановление.

По сути, КоАП РФ предусматривает апелляционный порядок рассмотрения вышестоящими судьями жалоб на постановления судей, а также апелляционный и кассационный порядок рассмотрения судьями жалоб на постановления несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, имея в виду не вступившие в законную силу постановления. Кроме того, Кодекс предусматривает возможность подачи надзорных жалоб на вступившие в законную силу постановления.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено заинтересованным в исходе дела участникам производства, указанным в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ.

В ст. 30.1 Кодекса установлен следующий инстанционный порядок обжалования постановлений, не вступивших в законную силу:

• вынесенных судьей – в вышестоящий суд;

• вынесенных коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

• вынесенных должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

• вынесенных иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу поступила как в суд, так и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то ее рассматривает суд.

Постановление по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, которое значительно отличается от процессуальных норм КоАП РФ (см. ст. 207– 211 АПК РФ).

В 2011 г. в ст. 30.1 КоАП РФ включена норма, которая предусматривает право должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, обжаловать вынесенное судьей постановление по делу в вышестоящий суд. При буквальном толковании нормы ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП можно сделать вывод, что она касается постановлений, вынесенных мировыми, районными и гарнизонными военными судьями, поскольку арбитражные судьи выносят решения по делу. В АПК РФ такого рода изменения пока не внесены. На наш взгляд, данное решение законодателя не соответствует принципам судопроизводства в сфере публичных правоотношений и конституционному принципу независимости судебной власти. С практической точки зрения такая ситуация значительно увеличивает нагрузку судей судов общей юрисдикции.

Отметим также, что решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу может быть обжаловано данным лицом в вышестоящий суд (см. ч. 5 ст. 30.9 и ч. 4 ст. 30.12 КоАП).

Нужно учитывать, что в КоАП РФ проведено разделение процессуального порядка рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление и жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12–30.19).

Жалоба на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении подается, как правило, через судью, орган, должностное лицо, которые его вынесли и которые обязаны направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех суток со дня ее поступления. В случае подачи жалобы на постановление судьи о назначении административного ареста или на постановление об административном приостановлении деятельности жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым она подана, то жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ст. 30.2 КоАП РФ).

Срок подачи жалобы определен в системной связи норм ст. 31.1 КоАП РФ о вступлении постановления по делу в законную силу и об обязательном исполнении такого постановления всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ст. 31.2). В Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2003 г., утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 03.12.2003 и 24.12.2003, и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, рассмотрены ситуации, связанные со вступлением в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Срок обжалования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по общему правилу составляет 10 суток со дня его вручения или получения копии. В случае пропуска указанного срока он по ходатайству подающего жалобу лица может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Решение об отклонении данного ходатайства выносится в виде определения (ст. 30.3 КоАП РФ).

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ указал на законность установления в ст. 30.3 КоАП РФ срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, подчеркнув, что установление сроков обращения граждан с жалобами обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. В Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 № 749-0-0 указано, что заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению [1].

КоАП РФ (ст. 30.3) предусматривает общие и специальные (сокращенные) сроки рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении, постановление по которому не вступило в законную силу. По общему правилу жалоба подлежит рассмотрению органом или должностным лицом в течение 10 дней со дня ее поступления. Жалоба на постановление, поступившая в суд, рассматривается в течение двух месяцев. Однако жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в вышестоящем суде в течение суток с момента ее подачи, если привлеченное к ответственности лицо отбывает административный арест, а жалоба на постановление об административном приостановлении деятельности и на постановление об административном правонарушении законодательства о выборах и референдуме – в пятидневный срок.

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо единолично, причем они не связаны ее доводами, а проверяют дело в полном объеме. Процедура рассмотрения жалобы (ст. 30.6 КоАП РФ), по сути, идентична порядку рассмотрения дела (ст. 29.7 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо в соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность ее рассмотрения данным субъектом, а также производство по делу; разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к их компетенции.

Судья вышестоящего суда, вышестоящее должностное лицо принимают по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении одно из следующих решений :

• об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не ужесточается наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено;

• об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ);

• об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение субъекту, правомочному рассмотреть дело, а также в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административной ответственности, предусматривающего назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного наказания;

• об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было вынесено неправомочным субъектом.

Решение по жалобе должно содержать сведения, предусмотренные в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Если будет установлено, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции рассмотревшего ее судьи, должностного лица, то выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.

Согласно ст. 30.8 КоАП РФ оглашение решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется немедленно после его вынесения.

Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу либо законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) или прокурору по его просьбе. Кроме того, решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих наказание, а также до сведения лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего – в день его вынесения.

В судебной практике рассмотрения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях возникает немало вопросов. Часть таких вопросов нашла отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (по вопросу об определении территориальной подсудности дел по жалобам см. п. 30; о восстановлении срока обжалования и порядке рассмотрения ходатайств – п. 31 постановления).

К сожалению, имеют место факты, когда судьи арбитражных судов принимают к производству жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях, непосредственно не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных лиц. Если компетенция судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел по первой инстанции разграничена в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, то применительно к рассмотрению жалоб четкие нормы в КоАП РФ и АПК РФ отсутствуют. В связи с этим необходимо учитывать разъяснения высших судебных инстанций по данному вопросу. Следует, например, обратить внимание на позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженные в п. 12–14, 23 постановления от 02.06.2004 № 10.

Четкое разграничение подведомственности жалоб по отдельным статьям КоАП РФ дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г. (ответы на вопросы № 10 и № 11), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.

В судебной практике возник вопрос, вправе ли судья (по-видимому, и другой орган административной юрисдикции) принять отказ от жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при отказе лица от жалобы судье следует обсудить данное ходатайство и в случае его удовлетворения вынести определение о прекращении производства по жалобе.

Статья 30.10 КоАП РФ предусматривает порядок принесения прокурором протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения путем отсылки к правилам, установленным ст. 30.1–30.3 Кодекса. Протест прокурора рассматривается в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4–30.8. В связи с этим представляется необходимым, чтобы протесты вносились прокурорами в 10-дневный срок со дня вынесения или вручения соответствующего постановления, а в случае пропуска срока рассматривалось ходатайство прокурора о восстановлении этого срока. При рассмотрении протеста прокурора судья, орган, должностное лицо должны учитывать требования ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ о порядке рассмотрения жалобы и принятия по ней решения. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу направляется прокурору, принесшему протест, и участникам производства по делу, указанным в ст. 25.1–25.5.1 КоАП РФ.

Статьи 30.12–30.19 КоАП РФ определили порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Такой пересмотр является надзорным производством, отличающимся от апелляционного и кассационного производства, которое по сути имеет место при пересмотре постановлений, не вступивших в законную силу.

Согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, перечисленными в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано Генеральным прокурором РФ либо его заместителями, прокурором субъекта РФ и его заместителями, прокурором военного округа, флота, главным военным прокурором и его заместителями (по делам об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы).

Жалобы и протесты подаются в суды субъектов РФ и рассматриваются председателями этих судов либо их заместителями, а после их рассмотрения в указанных судах могут быть поданы в Верховный Суд РФ и рассматриваются его председателем, либо заместителем председателя, либо судьей Верховного Суда РФ по поручению Председателя Верховного Суда или его заместителей (ст. 30.13 КоАП РФ).

Требования к содержанию жалобы и протеста в порядке надзора установлены в ст. 30.14 КоАП РФ. Жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

О принятии жалобы, протеста к рассмотрению соответствующий судья выносит определение. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевший уведомляются о подаче жалобы, принесении протеста в целях ознакомления с этими документами и подачи возражений на них.

В ст. 30.16 КоАП РФ определены пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста. По общему правилу, судья проверяет материалы дела исходя из доводов, содержащихся в жалобе, протесте. Однако в интересах обеспечения законности судья вправе проверить дело в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится в форме постановления. Согласно ст. 30.17 КоАП РФ может быть вынесено постановление:

• об оставлении жалобы, протеста без удовлетворения;

• об изменении постановления по делу, если допущенные нарушения закона могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не ужесточается административное наказание;

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенных нарушений процессуальных требований, затруднивших его объективное рассмотрение;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

ОГЛАВЛЕНИЕ постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста прокуpopa, определено в ст. 30.18 КоАП РФ. В частности, в постановлении наряду с кратким ОГЛАВЛЕНИЕм жалобы должны быть приведены доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте; мотивы и основания принимаемого постановления со ссылкой на конкретные статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Постановление по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления их в суд. Если принято решение об истребовании дела, то оно должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня поступления его в суд. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Повторная подача в суд жалоб, протестов в порядке надзора по тем же основаниям и если они этим судом были ранее рассмотрены, не допускается.

По вопросам рассмотрения судьями жалоб и протестов прокуроров в порядке надзора следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 32 и 34 постановления Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5.

Статья 4.8 КоАП РФ предусматривает порядок исчисления процессуальных сроков. Установлено, в частности, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определяется начало срока. Например, срок, исчисляемый днями, истекает на следующий день установленного срока. Если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Данный порядок исчисления сроков применяется, если другими статьями не предусмотрен иной порядок их исчисления. Это в первую очередь касается установления в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В производстве по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах пересмотр принятых ими решений осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 206 и гл. 34 АПК РФ). Причем решение, принятое арбитражным судом первой инстанции, вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Статьи 266 и 267 АПК РФ определяют порядок и сроки рассмотрения апелляционной жалобы. Отметим, что жалоба рассматривается коллегиальным составом судей.

Если решение арбитражного суда первой инстанции не изменено или не отменено апелляционной инстанцией, то оно вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов могут быть обжалованы в порядке надзора (см. гл. 36 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (речь идет о постановлениях, принятых должностными лицами уполномоченных органов, по делам об административных правонарушениях согласно гл. 25 КоАП РФ) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, предусмотрен ст. 207–212 АПК РФ.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности до истечения 10 дней со дня получения оспариваемого постановления. Дело рассматривается в арбитражном суде субъекта РФ единолично судьей в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в суд. О дне и месте рассмотрения дела извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. При этом судья вправе признать обязательной явку данных лиц и представителя административного органа, принявшего оспариваемое постановление, и истребовать дополнительные доказательства.

Порядок принятия решения судьей арбитражного суда определяется ст. 211 АПК РФ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

По ходатайству заявителя арбитражный суд вправе приостановить исполнение оспариваемого решения.