Ответственность за нарушение прав на иностранные средства индивидуализации

Как уже говорилось, в международном праве регламентируется деятельность в области защиты средств индивидуализации. Основные документы: Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г.; Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и др. Порядок и условия международной регистрации товарных знаков определены в Мадридском соглашении и Протоколе к нему, участником которых Российская Федерация также является.

Международная регистрация товарных знаков и знаков обслуживания осуществляется в Международном бюро интеллектуальной собственности[1]. На зарегистрированный в Международном бюро товарный знак выдается сертификат о международной регистрации товарного знака.

Сертификат о международной регистрации товарного знака может быть составлен на различных языках. Сертификат содержит информацию о товарном знаке, данные о правообладателе, классах товаров и услуг, по которым зарегистрирован товарный знак, в соответствии с Международной классификацией, государствах, на территории которых указанный знак подлежит охране, дату подачи заявки на международную регистрацию и дату выдачи Сертификата, срок охраны товарного знака (действия Сертификата).

По общему правилу охрана в соответствии с Мадридским соглашением (и. 1 ст. 6 Соглашения) устанавливается на 20 лет с даты подачи заявки на международную регистрацию товарного знака. Международная регистрация всегда может быть продлена на период в 20 лет считая с момента истечения предшествующего периода путем простой уплаты основной пошлины (п. 1 ст. 7 Соглашения).

Ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ

ФТС России сведения о товарных знаках систематизирует в виде Единого реестра объектов интеллектуальной собственности. Следует помнить, что само по себе внесение товарного знака в Реестр объектов интеллектуальной собственности не предоставляет правовой охраны товарному знаку. Охрана предоставляется на основе регистрации в Роспатенте или международной регистрации.

После внесения товарного знака в Реестр ФТС России направляет соответствующую информацию в региональные таможенные управления и таможни, которые доводят ее до подчиненных таможенных органов и заинтересованных лиц. Информация включает в себя сведения о правообладателе, контактных лицах, товарном знаке и товаре, которым он обозначен (класс товара и его описание в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков), регистрационном номере товарного знака но Реестру. Направляемая в таможенные органы информация сопровождается сведениями или документами, содержащими данные, позволяющие выявить признаки контрафактности товаров.

Противоправными применительно к ст. 14.10 КоАП РФ признаются деяния, выразившиеся в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, НМПТ или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Так, в качестве признаков, свидетельствующих о незаконном использовании товарного знака получателем, являются его действия, направленные на таможенное оформление ввезенного товара с размещенным на нем товарным знаком (например, декларирование товара таможенному органу) с целью выпуска в свободное обращение (введения в гражданский оборот).

Незаконное использование тождественного или сходного с чужим товарным знаком обозначения должно осуществляться в отношении товаров, для индивидуализации которых знак зарегистрирован, или для однородных товаров. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

При этом в качестве действий, направленных на введение товаров с незаконно размещенными товарными знаками в гражданский оборот, можно рассматривать:

а) подачу таможенной декларации на такие товары с заявлением их к таможенным режимам, предполагающим использование товаров в гражданском обороте на территории PФ;

б) действия физических лиц, направленные на ввоз коммерческой партии таких товаров без декларирования таможенному органу при следовании через таможенную границу (пересечение зеленой (белой) линии, ограничивающей зону таможенного контроля для перемещения товаров с незаконно размещенными товарными знаками).

При выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, необходимо учитывать возможную совокупность составов административных правонарушений (например, ч. 1 ст. 7.12, ст. 16.2, ст. 16.3 КоАП РФ).

Субъектом административного правонарушения по ст. 14.10 являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица. При этом следует учитывать, что при выявлении товара с признаками контрафактности на этапе прибытия перевозчик субъектом ответственности быть не может.

Субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умыслом или неосторожностью, поскольку диспозиция ст. 14.10 КоАП РФ не содержит ссылки на умышленный характер административного правонарушения, который, следовательно, не является обязательным элементом состава.

Возбуждая дела по ст. 14.10, следует учитывать, что права на указанные объекты иностранных физических и юридических лиц пользуются защитой наравне с российскими физическими и юридическими лицами в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности

Потерпевшим по делу об административном правонарушении является юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо – обладатель исключительного права на товарный знак (правообладатель), которым административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред (ущерб).

В качестве имущественного вреда могут рассматриваться неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

В качестве причинения морального вреда (физические и нравственные страдания) могут рассматриваться последствия распространения сведений, порочащих деловую репутацию физического или юридического лица (ст. 151 – 152 ГК РФ).