Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя

ГК не содержит норм, специально регулирующих ответственность грузоотправителя и грузополучателя, за исключением рассмотренной уже ответственности отправителя за непредъявление груза либо неиспользование транспортных средств. В самом общем виде ответственность сторон договора перевозки закреплена в ст. 793 ГК. Согласно этой статье в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В транспортных законах ответственность грузоотправителя и грузополучателя регулируется с разной степенью конкретизации. Так, КТМ содержит лишь указание на ответственность отправителя и фрахтователя за причинение перевозчику убытков (ст. 176). При этом не указаны ни виды нарушений обязательств, ни санкции, которые должны быть применены к причинителям убытков. В ВК (ст. 121) закреплена ответственность грузоотправителя за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым он (перевозчик) несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем. Ответственность за другие нарушения грузоотправителем обязательств, а также ответственность грузополучателя ни КТМ, ни ВК не предусмотрена.

В отличие от них УАТГНЭТ регулирует ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя и фрахтователя (ст. 35). Законом установлена ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза.

На грузополучателя возлагается ответственность за задержку (простой) транспортных средств, контейнеров, поданных под выгрузку. Фрахтователь по УАТГНЭТ несет ответственность за отказ от использования транспортных средств, предусмотренных договором фрахтования. Размеры санкций зависят от видов сообщений, в которых осуществляются перевозки (городском, пригородном или междугородном).

Наиболее развернутый перечень правонарушений грузоотправителя и грузополучателя, за совершение которых предусмотрена ответственность, дается в КВВТ и УЖТ. Как и УАТГНЭТ, эти транспортные законы устанавливают ответственность грузоотправителя за указание неправильных данных о грузе. Причем в них конкретизировано, в чем именно заключаются допущенные грузоотправителем неправильности, относящиеся к грузу и его перевозке. Но если в КВВТ его ответственность устанавливается за сам факт таких неправильностей, то УЖТ увязывает ответственность с негативными последствиями, наступившими вследствие указанного нарушения обязательства. К ним Устав относит возникновение обстоятельств, которые влияют на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

УЖТ и КВВТ урегулирован вопрос об ответственности в случае несвоевременной оплаты перевозки. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 120 КВВТ с грузоотправителя в таких случаях взыскиваются пени в пользу перевозчика в соответствии с законодательством РФ[1]. УЖТ закрепляет право перевозчика требовать от грузоотправителя или грузополучателя уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством (ч. 5 ст. 30).

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в постановлении от 06.10.2005 № 30, при несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК (п. 20). В соответствии с этой статьей уплачиваемые проценты определяются существующей в месте нахождения кредитора, каковым является перевозчик, учетной ставкой банковского процента надень исполнения денежного обязательства.

Кроме того, УЖТ зафиксирована еще одна норма, согласно которой до внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами (ст. 30).

Уставом предусмотрены и такие оперативные меры по обеспечению расчетов за перевозку, как удержание груза до полного расчета и право перевозчика реализовать груз в целях погашения задолженности по оплате перевозки (ст. 35).

УЖТ урегулирована ответственность грузополучателя за задержку вагонов (ст. 100). Кроме того, им возложена ответственность на грузоотправителя и грузополучателя за использование вагонов, контейнеров без согласия владельцев (ст. 99).

КВВТ закрепляет ответственность грузоотправителя и грузополучателя за сверхнормативный простой транспортного средства и задержку контейнеров (п. 2 ст. 120). В качестве санкции предусмотрен штраф, который устанавливается из расчета определенной части размера МРОТ за час простоя. Сумма штрафа зависит от типа судна.

В соответствии с КВВТ и УЖТ грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за повреждение транспортного средства, контейнера или средств пакетирования. В качестве санкции предусмотрено взыскание с виновной стороны стоимости необходимого ремонта. УЖТ допускает возможность выполнения ими ремонтных работ. Кроме того, этим законом предусмотрено возмещение перевозчику убытков, понесенных вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

УЖТ и КВВТ установлена ответственность грузополучателя за неочистку транспортного средства и контейнера. Но регулируется она по-разному. Если КВВТ устанавливает ответственность только за неочистку судов и контейнеров, то УЖТ возлагает ответственность на грузополучателя не только за неочистку вагонов, контейнеров, но и за неснятие приспособлений для крепления грузов, а также за неприведение в исправное техническое состояние несъемных инвентарных приспособлений для крепления (ст. 44, 103 УЖТ).

Имеются существенные различия и в размерах установленных санкций за указанные нарушения грузополучателем требований по очистке транспортных средств[2].