Внутренние и внешние проблемы российских филармоний

Филармонии как культурный институт оказались в настоящее время, среди других элементов культурной среды, в наиболее уязвимом положении. Из 80 филармоний, находящихся на территории Российской Федерации, благополучно развиваются только филармонии Москвы и Санкт- Петербурга. Немногие положительные примеры деятельности нестоличных региональных организаций выглядят исключениями на фоне общего кризиса.

На заметку

Некоторые наиболее пессимистичные аналитики уже говорят о завершении "жизненного цикла", о "лебединой песне" филармонии[1].

Глубокий институциональный кризис, в котором оказались филармонии, вызван комплексом причин. Это, во-первых, отсутствие целенаправленной пропаганды серьезной музыки, прежде всего на широковещательных государственных каналах радио и телевидения; во-вторых, вытекающее отсюда значительное уменьшение количества учащихся на всех трех уровнях музыкального образования; в-третьих, массовая миграция музыкантов на Запад; в-четвертых, вытекающее отсюда снижение качества музыкального образования. К этому добавляются и проблемы с финансированием: как общие для всех учреждений культуры (сокращение государственных субсидий), так и частные (уход эстрады из филармоний в коммерческий сектор).

Есть и еще одна проблема, связанная с бытованием музыки. Распространение технических средств привело к тому, что музыка стала для нас звуковой средой обитания. "Звук — не визуальный объект, не свет, от него нельзя отвернуться или отвести взгляд. Звук настигает нас независимо от того, насколько он завладевает нашим вниманием, воздействие звука на нервную организацию и психофизиологию человека огромно. Невозможно не осознавать, что жизнь современного человека протекает под мощным звуковым шквалом, который буквально обрушивается со всех сторон — из радиоприемников и ретрансляторов, телевизоров и плееров". Тотальное "омузыкаливание" всех сторон жизни развило в человеке способность слушая — не слышать. Появились новые понятия: "музыкальный фон", "фоновая музыка". Такое "загрязнение" звуковой среды обитания притупляет органы восприятия человека, стираются ценностные ориентиры. Истинное музыкальное искусство уже не доходит до сознания людей, и это приобретает в современном мире угрожающие масштабы.

Названные проблемы — недостаточный уровень музыкального просвещения, утечка кадров, снижение качества музыкального образования, низкое финансирование концертных организаций, загрязнение звуковой среды обитания — должны решаться на государственном уровне, с помощью целенаправленных действий в области культурной политики. Но для улучшения ситуации необходимо использовать также возможности региональной культурной политики и современного стратегического менеджмента.

Филармонии, образовавшиеся в XIX в. как сообщества любителей музыки, оформились в государственные музыкальные организации в 1930-х гг. — в эпоху становления СССР и в таком виде дожили до наших дней. Сами творческие деятели филармоний понимают, что в их работе надо что-то менять: "Филармонии — застывшая организация, давно не связанная с современностью"; "Живем по старинке, как в XIX веке, оторваны от реальности". Поставленные перед вопросом "Быть или не быть?", филармонии осознают неизбежную необходимость "спуститься с небес на землю" и подчиниться рыночным законам. Заниматься, как прежде, чистым искусством теперь едва ли получится. Можно грустить по этому поводу, а можно открывать новые возможности и перспективы.

В настоящее время существует как минимум три источника финансирования филармоний: 1) бюджет, 2) собственные продажи билетов, 3) благотворители и спонсоры. Последние два источника поддаются оптимизации. Один из надежных способов оптимизации — избирательная работа с аудиторией. Заслуживает внимания оказавшийся исключением из общей картины опыт Свердловской и Тюменской филармоний. Отказавшись от обобщенно-безликого образа "слушателя", они увидели вокруг себя общество конкретных людей. Свердловская филармония создала "Лигу друзей", изучает запросы и интересы 30 тыс. ее членов и строит на этом концертную и просветительную работу. Даже зал филармонии на 700 мест оказался мал (при 250 концертах в год!) и уже строится новый — на 1500 мест.

Взгляд специалиста

Об индивидуальном подходе к каждому слушателю говорит и директор Тюменской филармонии Михаил Бирман: "В настоящее время мы стараемся привлечь в филармонию как можно больше молодежи. Активно действуем в социальных сетях, организуем специальные конкурсы. Необходимо формировать аудиторию — опору академической музыки. И делать это надо постоянно!" (М. М. Бирман)[1].

В преуспевающих Свердловской и Тюменской филармониях успешно практикуется такое многофункциональное мероприятие, как фестиваль. Будучи эффективным способом формирования новой аудитории, фестивали дают возможность решения еще многих задач: знакомство с современным музыкальным искусством других стран и одновременно продвижение своего города на фестивали других городов России и Европы. Участие в фестивале всегда дает импульс к качественному росту филармонического оркестра: ведь для исполнения трех-четырех концертных программ в течение недели нужно провести много работы.

Современный директор филармонии должен быть прежде всего профессиональным менеджером, знающим законы рынка и психологию людей. Он может не быть музыкантом или искусствоведом, в таком случае в организации обязан быть еще художественный руководитель, с которым вместе они могут выстраивать стратегию филармонии.

Однако для успешной работы вверенной им организации обязательным условием является заинтересованное участие региональных и городских властей, городской общественности, частного бизнеса. Например, руководитель Свердловской филармонии Александр Колотурский видит в основе ее успешной деятельности выстроенную систему взаимоотношений с региональным бизнесом и властью. Симфонический оркестр стал одним из брендов города. Это стало возможным во многом благодаря личной позиции бывшего свердловского губернатора Эдуарда Росселя.

Для совершенствования работы филармоний необходима концептуальная программа на уровне государства. В Министерстве культуры сейчас разрабатывается концепция развития музыкального классического искусства до 2020 г.

Первоочередные действия, которые должны предпринять филармонические организации для выхода из кризиса, следующие:

преодолеть существующую разобщенность филармоний, которая осложняет переход к новым формам деятельности, так как сейчас каждая филармония вынуждена в одиночку искать новые пути развития. Интеграция должна сыграть здесь положительную роль;

осознать свои сильные стороны, свои эксклюзивные преимущества. Например, у нас много народных коллективов, которые пользуются в Европе большим успехом. Среди них есть такие, которые часто совершают длительные зарубежные поездки. Для симфонического оркестра, квартета, струнного ансамбля это сделать сложнее, поскольку европейские артистические профсоюзы заинтересованы в продвижении своих симфонических и камерных коллективов;

проанализировать успешный российский опыт и опыт существующих концертных коллективов в Европе[3];

привлечь к управлению филармонией бизнес-консультанта, помощь которого необходима для разработки перспективных направлений деятельности;

освоить мультимедийные каналы коммуникации с молодой аудиторией, прежде всего — Интернет.