Отличие аудита от других форм экономического контроля

Принципиальные отличия аудита от ведомственного контроля и ревизии представлены в табл. 1.2.

В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Например, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. При этом каждый субъект контроля играет свою важную роль для налаживания и сохранения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Таблица 1.2

Отличие аудита от ведомственного контроля хозяйственной деятельности

Признак

Ведомственный контроль, ревизия

Аудит

Инициатор

Вышестоящая организация

Руководство предприятия

Собственник (распорядитель) материалов проверки

Вышестоящая организация

Руководство предприятия

Подчиненность проверяющих

Вышестоящая организация

Руководство аудиторской фирмы

Чем руководствуются при проверках

Распоряжениями вышестоящей организации

Стандартами, нормами, тестами, обязательными для всех аудиторов

Контроль качества

Эпизодический

Систематический

Источник финансирования

Ведомство, органы государственного управления

Аудируемое предприятие

Ответственность за некачественное проведение проверки

Отсутствует

Полная с возмещением ущерба, нанесенного предприятию

Оказание услуг

Эпизодические консультации

Систематически по договору

Квалификация, этика поведения проверяющих

Не имеет четких регламентов

Четко регламентирована порядком лицензирования деятельности и уставом аудиторских фирм

Независимый аудит существует наряду с государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.

Аудит имеет существенные отличия от ревизии, под которой понимается проверка (путем применения специальных знаний) по документированной учетно-аналитической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта или вышестоящим органом. В ходе ревизии проверке подлежат только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Отличия аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы определяются ее взаимосвязью с судебным процессом и использованием результатов судебно-бухгалтерской экспертизы для доказательства в суде, арбитражной практике.

Судебно-бухгалтерская экспертиза является одним из наиболее распространенных родов судебной экспертизы и представляет собой экономическое исследование конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которые стали объектами расследования правоохранительных органов.

Цель судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в устранении и предупреждении повторения правонарушений в хозяйственной деятельности организаций.

Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется, во-первых, в том, что для ее проведения требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономический анализ хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит и др.); во-вторых, в том, что объектом расследования и судебного разбирательства выступают хозяйственные операции, получившие отражение в документах или учетных регистрах.