Особенности процедур банкротства для отдельных категорий должников

Законодательство о банкротстве регулирует отношения, связанные с банкротством целого ряда организаций, юридических лиц, процедуры в которых, начиная с рассмотрения дел о банкротстве и завершая их продажей, проводятся с существенными особенностями и отличиями. К ним относятся:

• градообразующие организации;

• сельскохозяйственные организации;

• финансовые организации;

• стратегические предприятия и организации;

• субъекты естественных монополий;

• организации-застройщики.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) относит к градообразующим организациям юридические лица, в которых работают не менее 25% работающего населения, проживающего в населенном пункте, а также предприятия с количеством работников более 5 тыс. чел. Доказательства этих обстоятельств должны быть представлены арбитражному суду. Орган местного самоуправления населенного пункта при рассмотрении дела о банкротстве признается лицом, участвующим в деле о банкротстве. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

По ходатайству перечисленных органов арбитражный суд может даже в случае, когда собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления, ввести внешнее управление градообразующей организацией при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Поручительство дается Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. Такой орган, который представит поручительство, вправе определить требования к кандидатуре внешнего управляющего.

Поручительство – это односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение им всех денежных обязательств и за уплату обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

В заявлении о поручительстве, представляемом арбитражному суду, указывается сумма обязательств должника перед кредиторами и график погашения платежей, в соответствии с которым должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может стать причиной досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления и открытия конкурсного производства.

Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, обязательства по поручительству должны быть включены в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.

Продажа градообразующего предприятия в ходе внешнего управления или конкурсного производства может осуществляться путем проведения конкурса при наличии ходатайства органа местного самоуправления, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или соответствующего федерального органа исполнительной власти. В этом случае существенным условием договора купли-продажи предприятия может быть сохранение рабочих мест не менее чем для 50% его работников в течение не более трех лет с момента вступления договора в силу. Другие условия договора могут быть внесены в него только с согласия комитета кредиторов.

Если при таких условиях предприятие не было продано на первых торгах, его продажа осуществляется на торгах без упомянутых условий.

Если покупатель не выполняет существенные условия договора купли-продажи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.