Особенности правовой охраны лесов

Как и другие отрасли российского экологического, природоресурсного права лесное право базируется на нескольких основополагающих положениях, характеризующих замысел законодателя и свидетельствующих о направленности последующих конкретных правовых требований лесного права и законодательства. В лесном праве и законодательстве главными принципами являются устойчивое управление лесами, стабильность правовых отношений и преемственность механизма использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов, поддержание средозащитных функций и обеспечение социальных, рекреационных и иных гуманитарных услуг в лесах, что соответствует социальному характеру государства, предусмотренному в ст. 7 Конституции.

XX в. был временем изменения представления о лесе. Считавшийся ранее исключительно ресурсом древесины лес приобретает, прежде всего, экологическое, рекреационное значение, роль глобальных легких планеты. Экологическая оценка проектов лесоустройства, лесоразведения и другой хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и защитой лесов, предполагает проведение общественной и государственной экологической экспертизы. В последние два десятилетия она должна была стать эффективным инструментом проведения единой государственной экологической политики России, а в области регулирования лесных отношений как важнейшей сферы экологических, природоохранных отношений призвана явить собой непреодолимый правовой барьер для непродуманных решений, которые могут привести к деградации окружающей среды, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям.

Приведем пример[1].

Группа граждан и общественных объединений обратились в Верховный Суд РФ, ссылаясь на то, что распоряжения Правительства РФ приняты с нарушением законодательства, определяющего порядок перевода лесных земель в нелесные. В частности, на федеральном уровне не была проведена экологическая экспертиза проекта правового акта, и тем самым остался неразрешенным вопрос о возможных негативных последствиях на окружающую среду при вырубке лесов первой группы при реализации хозяйственных объектов. Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, такой экспертизы при принятии оспариваемых распоряжений проведено не было. Заключения экологических экспертиз объектов строительства, оформленных на уровне субъектов РФ, не могут быть приняты во внимание. В этих заключениях не приведено никаких мотивов по поводу возможных последствий перевода лесных земель в нелесные, не содержится выводов относительно допустимости негативного воздействия на окружающую среду в случае вырубки лесов.

Важными принципами лесного права являются обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, которые предусматриваются в Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 № 69-р. Значение этих и других принципов природоресурсного права и законодательства должно сохраниться и даже увеличиться в условиях ухудшения экономической ситуации из-за мирового финансового кризиса, а также в целях выполнения экологических показателей программ инновационного развития России до 2020 г.

После первых общесоциальных и экологических задач правовой охраны лесов следующее – экономическое – направление имеет в виду удовлетворение потребностей граждан, общества, государства в древесине и иных лесных ресурсах, что отражается на особенностях правовой охраны лесов. Заготовка древесины стоит первой среди видов конкретного использования лесов и вступает в противоречие с назначением лесов как экологических систем.

Это противоречие – как и иные противоречия экологии и регулирующего соответствующие отношения экологического права – не должно являться антагонистическим. Во-первых, вырубка древесины преследует и санитарные цели, имеет задачу устойчивого функционирования, перспективное сбережение лесов. Во-вторых, экономика – вырубка древесины – постоянно конфликтуете экологией и праву здесь должна принадлежать весомая роль в уравновешивании экономических и природоохранных интересов человека.

Древесина на корню выступает как недвижимость, как принадлежность главной вещи – земле, на которой она произрастает. Находясь на арендованном лесном участке, древесина до момента отделения от корня продолжает оставаться в государственной, муниципальной форме собственности. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Граждане и юридические лица для заготовки древесины заключают договоры аренды лесных участков либо договоры купли-продажи лесных насаждений и осуществляют строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

Граждане могут заготавливать древесину для отопления, возведения строений и для иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи; порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ, которые в настоящее время получили больше полномочий в области использования и охраны лесов. Здесь многое еще не ясно и не все устоялось, предстоящие годы станут временем поиска оптимального соотношения и освоения функций Федерации и субъектов РФ в области регулирования лесных отношений и реализации требований лесного права и законодательства. В определенной степени настоящий период чем-то напоминает начало 1920-х гг., когда прежняя система централизованного управления удельными и иными крупными лесными массивами была поколеблена, а новая система пробивала себе дорогу в изменившихся социально-экономических условиях и была быстро налажена для вывоза и продажи за границу древесины как одного из основных способов пополнения бюджета и индустриализации страны.