Внутренние факторы

Так же, как и внешние факторы, внутренние факторы в целях их систематизации можно разделить на группы.

1. Экономические факторы.

2. Технологические факторы.

3. Фактор: индивидуальные характеристики инноваций.

4. Факторы системы управления.

5. Технологические факторы.

6. Социальные факторы.

Экономические факторы. Неожиданные успехи или неудачи организации, убыточность производства продукции, низкая рентабельность продукции, высокие издержки производства, перерасход материалов, недостаток собственных оборотных средств, изменения курса валюты, цен на энергоносители, сырьевые материалы, процессов распространения товаров, смысла в восприятии ценностей, целей в связи с получением информации от господствующей группы собственников, социальных индикаторов (личное благосостояние, показатели здоровья, образования), новые нужды производственного процесса побуждают организацию к инновационной восприимчивости, создают условия для нее. Но необходимыми предпосылками являются: наличие в структуре капитала нераспределенной прибыли, дивидендная политика, направленная на накопление капитала, финансовая устойчивость организации.

Обобщающим показателем, влияющим на инновационную восприимчивость, является конкурентоспособность организации. Чем выше конкурентоспособность, тем прогрессивнее воспринимаются нововведения, отвечающие характеру изменений внешней среды.

Технологические факторы. Восприимчивость технологической системы организации определяется научно-техническим уровнем производства, изменчивостью технологи, наукоемкостью продукции. Исследования, проведенные Н. Ю. Кругловой, [61, с. 266,274], позволили сделать следующие выводы:

- чем выше наукоемкость производимой продукции, тем больше потребность в новшествах, тем выше открытость технологической системы для радикальных нововведений;

- по мере усиления изменчивости технологии растет потребность в радикальных нововведениях и одновременно снижается степень открытости технологической системы для нововведений: стабильные технологии нуждаются в малорадикальных нововведениях и открыты для них; плодотворные технологии нуждаются в нововведениях малой и средней радикальности и открыты для нововведенческого конвейера; изменчивые технологии закрыты для радикальных нововведений, поддерживаются нововведения малой и средней радикальности и развиваются путем коренных преобразований или замены на новые;

- чем выше научно-технический уровень технологической системы, тем она более открыта для нововведений.

Фактор: индивидуальные характеристики инноваций. При оценке принятия инноваций существенное значение имеют характеристики самих инноваций. Зальтман, Дункан, Холбек отмечают характеристики инновации, которые делают ее привлекательной и приемлемой для организации (табл. 15).

Таблица 15. Индивидуальные характеристики инновации, приемлемые для организации

Название характеристики

ОГЛАВЛЕНИЕ

Затраты: экономические:

социальные

а) начальная стоимость новой программы и постоянные затраты на поддержание ее в действии;

б) изменение соглашений о статусе внутри организации по мере того, как индивиды и группы приобретают или теряют власть в связи с новыми разработками

Норма прибыли на инвестицию

Очевидно, выберут те инновации, которые дадут высокую норму прибыли на инвестиции

Эффективность

Более эффективную инновацию предпочтут менее эффективной для существующей ситуации или альтернативной инновации

Риск и неопределенность

Чем меньше риск и неопределенность, тем больше вероятность принятия инновации

Коммуникационная наглядность

Вероятность инновации зависит от ясности результатов

Совместимость

Чем более инновация совместима с существующей системой, тем больше вероятность ее принятия. Это означает, что организации должны быть консервативны в своих инновациях, поскольку то. что совместимо, не может быть радикально

Сложность

Чем сложнее инновация, тем меньше вероятность ее принятия. Существует оттенок консерватизма

Научный статус

Если инновация воспринимается как уже признанная в научном мире, вероятность ее принятия выше

Относительное преимущество

Осознание относительного преимущества ускорит принятие инновации

Место происхождения

Если инновация родилась внутри организации, у нее больше шансов быть принятой. Это основано на доверии к источнику информации

Сроки

В некоторых случаях инновация имеет смысл лишь в конкретное время или в конкретной последовательности

Предыдущий статус кво

Это означает, является ли решение об инновации обратимым, можно ли будет вернуться в предшествующее состояние организации, можно ли испытать ее за короткое время, нужно ли принимать весь пакет новых решений

Обязательство

Оно определяет поведение и отношение к инновации. Участие в принятии решения об инновации повышает ответственность членов организации за ее осуществление. При более высоком уровне ответственности инновация проходит успешнее

Межличностные отношения

Если инновация грозит разрушить межличностные отношения, у нее меньше шансов быть принятой

Публичность против конфиденциальности

Если инновация касается большей части общественности, она обычно принимается более крупным органом, чем инновация, касающаяся узкого круга людей. Более крупный орган имеет тенденцию к торможению ее принятия

Число инстанций принятия инновации

Чем больше число инстанций, через которые должна пройти инновация, тем больше вероятность того, что инновация будет отклонена

Возможность последующей модификации

Если саму инновацию можно модифицировать в соответствии с технологическими изменениями или с другими условиями, то она будет скорее принята. Это связано с обратимостью, поскольку организация не "зажата" в рамки, а может отклониться от первоначальной цели

Емкость инновации

Принятие одной инновации или разработка инновационной политики вовлечет, по всей вероятности, организацию в дополнительные действия

Дополнительные действия

Некоторые инновации, даже небольшое изменение организационной структуры, проложат путь дополнительным инновациям

Р. К. Холл указывает, что инновации внутри организации не случайны, они тесно связаны с прошлым и настоящим организации и могут иметь три формы (табл. 16).

Таблица 16. Возможные формы инновации в организации

Название формы

ОГЛАВЛЕНИЕ формы

Запрограммированная инновация

Планируется путем научных исследований и разработок продукта или услуги

Запрограммированная инновация

Происходит в случае наличия в организации резерва, что означает, что ресурсов больше, чем нужно в данный момент, тогда эти ресурсы используют для осуществления инноваций

Вызванная необходимостью инновация

Осознание кризиса и поиск путей выхода из него через инновации. Инновации могут развиваться внутри организации, а могут быть навязаны силами окружающей среды

Вместе с тем, инновации не автоматически принимаются организацией. Индивидуальные характеристики инноваций тесно связаны с характеристиками самой организации. Выводы из исследований Хейга, Эйкена, Балдриджа, Бенхэна, Холла свидетельствуют, что организационные характеристики были более тесно связаны с инновациями, чем другие факторы. Это не отрицает роль индивидуальных характеристик инноваций, но подтверждает решающую роль организационных характеристик для понимания того, как и почему происходят инновационные процессы и сходные с ними изменения.

Факторы системы управления. Анализ организационно-управленческих факторов развития инновационной восприимчивости организации свидетельствует о наличии разных аспектов их рассмотрения.

Критерий внутренней эффективности организации. К. Менар исследовал факторы и критерии внутренней эффективности организации как основы организационной динамики (табл. 17).

Таблица 17. Критерии внутренней эффективности организации

Критерии внутренней эффективности организации, автор теории

Выводы из теории

Критерии точных целей организации (Робине. 1935 г.. Фридландер. Пикл, 1968 г.)

Эффективность экономической организации определяет ее способность достигать заранее намеченных целей

Системные критерии внутреннего единства, например, внутреннее распределение ресурсов, определение иерархических отношений, введение в действие правил взаимодействия участников (Котгер. 1978 г.)

Эффективность определяется способностью обеспечить внутренне единство и гарантировать выживание в из-

Критерии стратегических составляющих. (Майлс 1980 г.. Минцберг. 1985 г.). К стратегическим составляющим относят внутренние компоненты организации (служащие, менеджеры, акционеры) и внешние компоненты (национальное и местное правительство, группы по интересам)

Эффективность определяется обеспечением минимального уровня удовлетворения для составляющих ее частей, мотивы деятельности и цели которых различны

Критерии успеха организации (Менар, 1995 г.). Комбинация критериев:

а) удовлетворение подгруппы участников (качество организации труда, возможности продвижения по службе, снижение уровня конфликтов);

б) расширение организации (увеличение доли на освоенном рынке или освоение новых рынков, способность предоставить новые услуги)

Конечный критерий эффективности К.

Конечный критерий эффективности предполагает воздействие организации на свое окружение: эффективная организация изменяет внешнюю среду к своей выгоде

Менара, заключающийся

в исследовании факторов внутренней эволюции организации и внешней среды как основного фактора изменений, является более предпочтительным для инновационно-восприимчивой организации. Инновационно-восприимчивая организация, как эффективная организация, воздействует на свое окружение, изменяя внешнюю среду к своей выгоде.

Наличие инновационной политики. Инициирование инноваций. Политика организации должна быть направлена на инициирование перемен, т.е. систематизированной инновационной деятельности. Систематизированная инновационная деятельность создает отношение к организации как к лидеру перемен, формирует имидж лидера перемен [38, с. 118], Подобная политика заставляет каждого члена организации видеть в изменениях новые возможности. Инновационная деятельность — это трудная и упорная работа. И эта работа должна быть организована как одна из функций каждого подразделения предприятия и на каждом уровне управления.

Основные принципы политики перемен П. Друкера следующие.

1. Политика, создающая будущее. Надо перестать жить вчерашним днем. Необходимо выработать политику, которая заставляет настоящее работать на будущее.

2. Плановая организованная ликвидация.

3. Плановое совершенствование или плановое, организованное улучшение.

4. Использование собственных достижений и превращение их в фундамент последующей деятельности.

5. Инициирование перемен.

6. Организация подготовки к изменениям.

7. Планирование финансовой деятельности и бюджетной политики.

8. Уравновешивание изменений стабильностью фундаментальных аспектов деятельности.

9. Бесполезно игнорировать перемены и наивно считать, что завтра будут лучше, чем вчера.

Создание инновационного потенциала. Особую значимость с позиций концепции управления в инновационной сфере приобретает создание инновационного потенциала организации. А. Алексеев и В. Пигалов в своей работе определяют его следующим образом: "инновационный потенциал характеризует способность организации успешно воспринимать, разрабатывать и внедрять новшества. Организации с низким инновационным потенциалом не имеют достаточных движущих сил для нововведения, хотя потребность в нововведениях у них объективно существует. Инновационный потенциал организации, с одной стороны, характеризуется предпосылками для перехода от старого к новому состоянию системы управления, с другой стороны, — предпосылками сохранения равновесия, бесперебойного функционирования предприятия в процессе нововведения".

Составные части инновационного потенциала авторы определяют с точки зрения наличия предпосылок для замены старого новым механизмом и для обеспечения равновесия в процессе нововведения (рис. 24).

Более полно, с позиций системного подхода, трактуется инновационный потенциал В. П. Баранчеевым. и В. Н. Гуниным [10, с. 317]: "инновационный потенциал организации — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений. Потенциал организаций — главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие органи

Рис. 24. Составные части инновационного потенциала

зации, ее подразделении, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям". На рис. 25 дана системная интерпретация составляющих инновационного потенциала.

Рис. 25. Системная интерпретация элементной структуры внутренней среды организации

Все рассмотренные аспекты факторов системы управления объединяет одно: подчеркивается их значимость и необходимость сознательно развивать инновационную восприимчивость организации. Из этого следует, что для развития инновационной восприимчивости каждая организация должна формировать и оценивать потенциал инновационной восприимчивости. Составляющие потенциала указаны по элементам производственной сферы организации, по элементам системы управления, по элементам внешней среды (табл. 18).

Таблица 18. Факторы развития инновационной восприимчивости, составляющие потенциал инновационной восприимчивости

Параметры элемента | Факторы, увеличивающие восприимчивость организации к инновациям

Элементы производственной системы

Продукция

1. Размах диверсификации продукции. Разнообразие деятельности организации.

2. Высокий уровень стандартизации продукции. Наличие унификации конструкций. Нормирование параметров изготовляемых изделий. Формирование параметрических рядов изделий. Использование методов параметрирования техники и технологии

3. Высокая наукоемкость продукции

Технология

1. Наличие быстроменяющихся технологий, тенденции изменчивости технологий.

2. Высокий научно-технический уровень технологической системы.

3. Наличие технологической системы с высокой степенью целостности и обособленности (поточная линия, гибкая производственная система и др.)

Способы организации производства

1. Концентрация. Наличие стадии НИОКР, научных лабораторий, опытного производства.

2. Специализация. Высокий уровень департаментизации по результату с образованием центров ответственности.

3. Кооперация. Высокий уровень кооперации стадий производственного процесса

Ресурсы

Наличие резервных материальных и финансовых ресурсов

Экономика

1. Высокая конкурентоспособность.

2. Прибыль, наличие инвестиционных средств.

3. Благоприятная структура капитала

Производственный персонал

1. Мотивация персонала.

2. Социальная защищенность персонала.

3. Квалификация персонала

Элементы системы управления

Коммуникационные свойства системы

1. Открытость каналов информации для инноваций.

2. Наличие и систематическое обновление научно-технической, маркетинговой информации, сведений о поведении конкурентов

Конкретные функции управления

1. Комплексность функций управления.

2. Взаимосвязь функций стратегического и оперативного управления.

3. Систематическое внедрение инноваций. Организация инновационной деятельности как функции каждого подразделения, каждого уровня управления

Процессы управления

1. Критерий эффективности организации: изменение внешней среды к своей выгоде через использование инноваций.

2. Открытость процессов управления для инноваций.

3. Наличие инновационной политики развития инновационной восприимчивости.

4. Наличие механизма управления развитием инновационной восприимчивости организации

Управленческий персонал

1. Профессионализм руководителей. Высокая компетентность.

2. Мотивация к внедрению инноваций.

3. Социальная защищенность

Структура управления

1. Оптимальное сочетание целостности системы и обособленности: сбалансированная децентрализация.

2. Способность структуры адаптироваться к нововведениям, сочетание принципа ответственности и предпринимательства подразделений.

3. Использование эффективного типа организационной культуры

Методы управления

1. Использование методов управления, направленных на поощрение творческой работы, инициирование инновации методов (от организационных методов до социально-психологических).

2. Использование высокоэффективного стиля лидерства (максимум внимания производству и людям)

Элементы внешней среды

Поставщики

1. Организация взаимосвязи с поставщиками, сотрудничество в области использования инноваций.

2. Открытость каналов информации для инноваций

Потребители

1. Организация взаимосвязи с потребителем и ориентация инноваций на социально-экономические требования потребителей, клиентов.

2. Открытость каналов информации для инноваций

Партнеры по кооперации

1. Непрерывность, полнота и четкость связей с организациями — разработчиками новшеств.

2. Открытость каналов информации для инноваций. Двусторонние контакты и взаимосвязь внешних разработчиков инноваций и организаций, использующих ее.

3. Создание временных подразделений (матричных проектных групп) у разработчика новшеств для обеспечения преемственности инновации в действующем производстве.

4. Создание временных подразделений (матричных проектных групп) у заказчика для привязки новшества к конкретным условиям производства.

5. Проведение испытаний новшеств на базе организации, предполагающей его внедрение

Государственные институты.

Общественные организации.

Финансовые организации

1. Наличие благоприятного инвестиционного климата.

2. Открытость каналов информации для инноваций.

3. Сотрудничество в области разработки и использования инноваций. Организация партнерской сети

Если формы инновации подразделять на эволюционные и радикальные, а степень инновационной восприимчивости рассматривать от отрицания и безразличия до полного признания необходимости использования, то инновационная восприимчивость к радикальным инновациям будет возрастать по мере создания ее потенциала. Как видно из табл. 18, он в большей степени зависит от открытости организации и наличия взаимосвязи с внешней средой (рис. 26).

Рис. 26. Форма восприятия инноваций в зависимости от открытости организации (кривая 1) и степени радикальности инноваций (кривая 2)

Словарные толкования понятия "восприимчивость" следующие: "сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире" или "способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира".

С позиций лингвистики восприятие означает наличие совокупности механизмов, обеспечивающих переход от первичного описания информации к ее интерпретации как определенной единицы системы, т.е. идентификации.

Соответственно, инновационную восприимчивость можно определить как способность организации обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное ОГЛАВЛЕНИЕ, адекватное цели действие, сформировать образ развития организации и принять инновацию к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности. Следовательно, инновационная восприимчивость представляет собой процесс оценки инновации, инициации ее принятия, осуществления инновации и рутинизации (превращения инновации в привычную, которая характеризуется предсказуемой структурой поведения работников и повторяющимися схемами деятельности).

Восприимчивость зависит не только от объективных характеристик объекта восприятия и от психологических особенностей субъекта восприятия, но также и от той деятельности, в которую включены процессы восприятия. Таким образом, важнейшей задачей управления в инновационной сфере является создание механизма управления развитием инновационной восприимчивости организаций к изменяющимся условиям внешней среды, направленного на становления и развитие инновационно-восприимчивой организации.

В основе создания механизма управления развитием инновационной восприимчивости организаций необходимо использовать требования законов и закономерностей внешней среды, которая является источником изменяющихся воздействий на организацию, которые, в свою очередь, вызывают необходимость инновационных преобразований в элементах производственно-хозяйственной системы организации.