Особенности PR в государственных структурах

Связи с общественностью в административно-управленческих государственных структурах отличаются от PR-деятельности коммерческих организаций как по своему характеру, так и по поставленным целям и задачам. Это объясняется тем, что эффективность управления в бизнесе характеризуется наличием или отсутствием прибыли коммерческого предприятия (вполне измеряемые конкретные и ощутимые экономические показатели), а в государственном управлении — поддержкой большинства электората (политическая составляющая социальных отношений). В данном случае объектом PR-воздействия становится налогоплательщик и избиратель, т.е. гражданин, который хочет, должен и имеет право знать всю необходимую ему информацию о действиях государственных органов различного уровня. Особенностью демократического управления в государстве как раз и является насущная необходимость для властных структур регулярного оповещения электоральных слоев общественности о своей деятельности. Начиная от Президента страны и заканчивая чиновником низового звена управления (ответственным исполнителем различных наказов и поручений), все с завидной регулярностью стремятся показать собственную успешную работу, используя самые разнообразные каналы коммуникации. С другой стороны, и представители СМИ, в свою очередь, постоянно наполняют информационное пространство сообщениями о различных событиях, действиях, встречах и т.д., реагируя на грамотную работу государственных пресс-служб и PR-менеджеров. Такое информирование о происшедших мероприятиях характеризуется понятием реактивной коммуникации. Более эффективной формой взаимодействия с потребителем является проактивная коммуникация, когда событие сначала готовится и под него формируется определенное общественное мнение, и лишь затем оно реализуется в жизнь.

Помимо чисто информационной функции в государственном PR огромное значение имеет организационно-управленческая и контролирующая функции с использованием технологии spin doctor. Речь идет о корректирующей информационной PR-деятельности специалистов по связям с общественностью в случае возникновения информационно-коммуникационной проблемы, когда события принимают нежелательный оборот и возможно отрицательное воздействие на общественное мнение. Внимательное отслеживание реакции СМИ и обычных людей на профессиональную деятельность представителей властных структур; каким будет освещение общественно значимых событий в прессе — объективным или предвзятым; пресечение попыток политических противников манипулировать фактами и выводами и пр., — вот далеко не полный список задач, стоящих перед PR-специалистами в работе по контролю за влиянием разнообразных информационных носителей на общественное мнение.

Еще одна отличительная черта государственного PR связана с символической ролью, которую вынуждены играть первые лица в глазах общественного мнения. Внешняя атрибутика, особая публичность и вынужденная значительность общественных лидеров различного ранга зачастую приводят к тому, что внешние, невербальные характеристики героя становятся весьма значимыми в глазах большинства людей (иногда даже перевешивая сущностную содержательность лидера). Так, Г. Поченцов приводит данные о том, что 69% информации зритель получает благодаря визуальному образу (невербальная информация из несловесного ряда), и только 31% смысловой информации мы получаем через посредство устной или письменной речи (слова). Поэтому сегодня особое внимание уделяется специальной подготовке лидеров в плане освоения ими актерских навыков, демонстрации ими располагающей представительной внешности, особой респектабельности, ораторскому искусству, постановке приятного тембра голоса, умению понравиться публике и т.д.

Кроме вышеперечисленных отличительных функций и задач государственного PR следует отметить еще один очень важный момент этой деятельности. Речь идет об устойчивом механизме моделирования обратной связи, что особенно характерно для PR в государственном секторе. Сегодня это наиболее перспективное направление в работе государственных коммуникативных структур. Важнейшим каналом формирования обратной связи на сегодняшний день является организованная и планомерная работа с различными политическими и общественными объединениями и организациями, являющимися функциональными представителями гражданского общества. Идеальный вариант такой обратной связи — когда коммуникация между государственным органом и общественным объединением строится на основе сотрудничества. Основными принципами взаимодействия при этом должны являться:

— самостоятельность участвующих сторон;

— доверие друг к другу;

— добровольность и четкое разделение ролей;

— информированность о деятельности другой стороны па основе добровольно предоставленных сведений;

— консолидация усилий по кругу взаимно интересующих вопросов;

— согласованность действий и постоянный учет позиций другой стороны;

- использование усилий друг друга для совместного решения проблем.

Учитывая изложенное, следует подытожить: основная задача структур государственного PR — создание образа эффективного и компетентного руководства, обладающего авторитетом сильной власти и способного успешно решать стоящие перед ним проблемы по управлению государством.