Внутренние агентские отношения в праве ЕС

Директива 86/653 Совета ЕС от 18 декабря 1986 г. о сближении законодательств государств-членов ЕС в отношении независимых коммерческих агентов – это, пожалуй, второй по степени своей известности у нас в России документ ЕС (после уже рассмотренной Директивы 1985/374 от 25 июля 1985 г. насчет ответственности за некачественную продукцию). Она направлена на регламентацию так называемой внутренней стороны агентирования, т.е. отношений коммерческих агентов с заказчиками своих услуг (принципалами). При этом под коммерческим агентом должно разуметь "...независимого посредника, который имеет длительные полномочия на ведение переговоров о продаже или покупке товаров от имени другого лица, в дальнейшем именуемого “принципал”, или на обсуждение условий и заключение сделок от имени принципала", за исключением (а) должностных лиц (принципала), уполномоченных "...принимать обязательные предписания в отношении компаний или ассоциаций" (входящих в группу лиц принципала); (b) "...партнеров, которые законным образом уполномочены представлять других партнеров", и (с) "...конкурсных управляющих при банкротствах" (п. 2 и 3 ст. 1). Кроме того, Директива не применяется к трем типам коммерческих агентов, перечисленным в п. 1 ее ст. 2 (см.). Отличия между исключениями из сферы применения Директивы, установленными этими двумя статьями, в том, что лица, перечисленные в ст. 2, – это все-таки коммерческие агенты, под действие Директивы не подпадающие, в то время как лица, перечисленные в ст. 1, вообще не являются коммерческими агентами.

Центр тяжести рассматриваемой Директивы – в ее ст. 6–12, 17–19. Первая группа статей регулирует вопросы назначения и выплаты агентского вознаграждения, вторая – защищает интересы агента от недобросовестного поведения принципа после расторжения договора. Так, в частности, предусматривается, что агентское вознаграждение может существовать в двух формах. Первая не называется никак, но судя но ее противопоставлению второй (комиссионной) форме, предполагающей зависимость размера вознаграждения агента от количества и сумм сделок, составляющих предмет агентского договора, эту форму можно было бы назвать вознаграждением в твердой сумме. Вопрос о твердой сумме агентского вознаграждения – т.е. вознаграждения, уплачиваемого агенту в любом случае, за самую его деятельность независимо от ее результативности, Директивой практически не регулируется (см. ст. 6); основное внимание посвящается комиссионному вознаграждениюгонорару агентского успеха (ст. 7–12), точнее – основаниям его назначения и уплаты. Этим, кстати сказать, рассматриваемые нормы Директивы принципиально отличаются от, скажем, ст. 1006 ГК РФ – нормы, вроде бы тоже трактующей об агентском вознаграждении, но вне какой-либо связи с проблематикой его возможных типов и защитой интересов агента.

Право агента на комиссионное вознаграждение

Прежде всего агент приобретает право на комиссионное вознаграждение (гонорар успеха) лишь при условии, что таковое прямо предусмотрено агентским договором (п. 3 ст. 6 Директивы). Является ли оно единственной формой вознаграждения агента или же подлежит уплате наряду с платой в твердой сумме – это неважно. Неважно и то, были ли сделки, составляющие предмет агентского договора, заключены в период его действия или после его прекращения, равно как и то, были ли они заключены самим агентом или другим лицом (принципалом, иным агентом[1] и т.д.). Основанием возникновения права агента на комиссионное вознаграждение является такая его деятельность, которая послужила юридической причиной вступления третьего лица в сделку, составляющую предмет агентского договора. Агент имеет право на вознаграждение за сделки, имевшие место благодаря его деятельности.

За торговые сделки, заключенные в период действия агентского договора, торговый агент имеет право на комиссионное вознаграждение в случаях: "...(а) когда сделка была заключена в результате его деятельности, или (b) когда сделка была заключена третьим лицом, с которым агент имел предварительную договоренность как с покупателем", а "...если ему поручена определенная географическая территория или группа покупателей либо если у него есть эксклюзивное право на определенную географическую территорию или группу покупателей" – то еще и тогда, когда (с) "...сделка была заключена с покупателем, принадлежащим к этой территории или группе" (п. 1 и 2 ст. 7). Ну а за сделки, заключенные после окончания агентского договора, торговый агент вправе претендовать на комиссионное вознаграждение в случаях "...(а) если сделка может быть приписана в основном усилиям коммерческого агента в течение периода, охватываемого агентским договором, и если сделка была заключена в разумный срок после окончания агентского договора; или (b) если, в соответствии с условиями, предусмотренными в ст. 7, заказ третьего лица поступил принципалу или коммерческому агенту прежде, чем окончился агентский договор" (ст. 8).

Статьи 10 и 11 гл. III Директивы посвящены обстоятельствам, при которых агент может утратить (точнее – не приобрести) право на комиссионное вознаграждение даже за сделки, ставшие возможными именно благодаря его усилиям. Главным образом речь идет об обстоятельствах, свидетельствующих о недостаточной осмотрительности агента в выборе третьего лица – участника сделки, т.е. по сути дела о вопросах защиты добросовестного принципала от то ли неопытного, то ли недобросовестного агента. Статья 12 определяет срок и порядок выплаты комиссионного вознаграждения. Общее правило – ежеквартально, не позднее истечения месяца, следующего за днем окончания очередного квартала. Статьи 10–12 Директивы отличаются одним общим качеством: они не допускают своего изменения соглашением, если такое изменение направляется в ущерб агенту.