Особенности анализа экологоэкономических систем

1. Постановка задачи. Определенные трудности этого этапа могут заключаться в том, что специалисты не обладают достаточным временем для выявление подлинного содержания экологической проблемы. Основной смысл анализа систем на этапе постановки задачи в том, чтобы уяснить, что надо делать, а не в том, чтобы определить, как это надо сделать. Одна из серьезных ошибок при постановке задачи заключается в том, что обычно без достаточных оснований ограничивают число альтернатив. Исследователь должен стремиться к комплексному анализу проблемы, включая и возможность коренной перестройки всего, что с ней связано. Нет более важного качества для аналитика систем, чем умение по-новому взглянуть на привычные факты и выбрать необходимые ограничения и критерии оценки возможных результатов.

В процессе работы над постановкой задачи должны быть указаны основные ограничения и условия решения проблемы, выявлены доминирующие факторы процессов, определены связи между переменными, действующие на текущий момент времени, и сделаны предварительные выводы. При этом необходимо дать ясную структуру будущего анализа, сформировать и представить на широкое обсуждение конкретные гипотезы. Разработка предварительных заключений или рекомендаций на ранней стадии исследования помогает выбрать основное направление дальнейших работ. Они также могут быть полезны, если заказчику необходимо получить предварительные советы по характеру своей деятельности еще до завершения исследований.

Отметим некоторые важные предостережения, которые следует иметь в виду на этапе постановки задачи:

– не следует максимизировать операцию только по одному параметру ценности; необходимо учитывать и другие возможные положительные или отрицательные результаты для решения других проблем (социальных, эколого-экономических, управленческих, государственных и т.д.);

– важно не потерять ничего существенного, так как в процессе анализа неизбежно приходится исключать из рассмотрения некоторые стороны проблемы, значительно ее усложняющие;

– недопустимо для упрощения задачи считать некоторые факторы неизменными; при более широком рассмотрении проблемы они могут оказаться переменными.

2. Поиск информации для решения проблемы. Поиск – работа, направленная на выявление фактов или доказательств, на которых будут основаны дальнейший анализ и принятие решений. Возможные источники ошибок на этом этапе состоят в следующем:

– излишнее доверие к официальным цифрам и фактам; полезно помнить, что одна из основных задач процесса получения объективной информации заключается в ее отборе и разумном отсеве;

– ошибочность в интерпретации научных идей и фактов.

Чтобы избежать неприятных неожиданностей, необходимо использовать как можно большее число источников информации, привлекать специалистов различных областей знаний и предусматривать возможность конструктивной критики выдвигаемого исследователем положения. Надо советоваться с людьми, которые придерживаются различных взглядов на ценность рассматриваемого решения.

3. Предварительное моделирование объектов исследования. Основные положения этого этапа:

1. Нет необходимости создавать всеобъемлющую модель, которая могла бы отражать одновременно все стороны сложной проблемы.

2. Работая над моделью, не следует отвлекаться от реальной действительности, так как любая модель содержит возможность отсеивания некоторых сторон фактического процесса.

3. Необходимо иметь представление об объеме вычислительных работ, так как успешное решение таких многофакторных задач, как социально-экологические, возможно только на основе информационных технологий с привлечением современных вычислительных средств. Стремление к созданию сложных моделей, ведет к сложным вычислительным методам и, как следствие, к значительным расходам компьютерного ресурса.

4. При построении модели необходимо стараться всемерно учитывать вероятные неопределенности, а не пытаться их исключать путем введения предположений.

Неопределенности, вероятность появления которых связана с объективными явлениями, могут быть либо вычислены, либо учтены в моделях по методу Монте-Карло или другим способом. Задача системных исследований состоит не в выяснении того, что с определенной вероятностью произойдет в конкретной ситуации в результате некоторых изменений обстановки, а в проектировании или использовании системы так, чтобы подобные изменения не могли сказаться на ней существенным образом.

Детальные исследования по методу Монте-Карло требуют больших затрат времени, поэтому целесообразно сначала определить ожидаемую величину простейшими средствами до тех пор, пока не будут поняты качественные особенности рассматриваемой проблемы.

4. Рекомендации. Определенная опасность для исследователя сложных систем состоит в том, что он может сосредоточить все свое внимание исключительно на чисто объективных и научных сторонах исследования и пренебрежет субъективным элементом или не учтет его сознательно; субъективные суждения должны быть выделены для того, чтобы их можно было бы сравнить с другими точками зрения.