Основы закона перемены труда

Закон перемены труда, так же, как и закон разделения труда, является законом общественного производства. Согласно ему, поскольку развитие труда неизбежно происходит через усовершенствование труда (либо модернизацию существующих видов труда, либо появление новых его разновидностей), работник вынужден овладевать новыми знаниями применительно к усовершенствованному труду или же переучиваться на новую профессию, если та, которой он владеет, безнадежно устарела. Действие закона перемены труда стало ощущаться с XIX в. в связи с развитием промышленной революции, которая резко ускорила внедрение новых средств производства (прежде всего, средств труда), так что смена условий труда стала происходить в течение трудовой жизни одного поколения работников.

Основные причины, вызывающие потребность в перемене труда — ускоряющаяся подвижность трудовых функций, изменение техники и технологии. В этом контексте рабочая сила должна обладать универсальностью, гибкостью, многосторонностью, приспособляемостью как условием ее способности к перемене труда. В современном обществе (с XIX в.) профессионально-квалификационная структура постоянно меняется. Если раньше в течение трудовой деятельности одного поколения изменения в профессиональной структуре были мало ощутимы, чтобы разглядеть тенденцию к перемене труда, то на современном этапе за одно поколение возникает потребность в смене профессии два-три и более раз. Развитие разделения труда вызывает перемены в его содержании. Это, в свою очередь, создает условия для появления новых отраслей экономики и новых профессий. Перемена труда может проявляться в границах одной профессии, в виде перехода от одного вида работы к другому, или как сочетание основной работы с различными видами деятельности на общественных началах. Многообразие форм проявления закона перемены труда зависит от уровня развития общества.

К вопросу о дискуссиях о будущем разделении труда

Развитие личности в связи с разделением труда является ведущей темой социальной теории труда. В 1960—1980-с гг. проблеме развития личности посвящались многочисленные дискуссии с целью определения путей развития личности в соответствии с современным состоянием и перспективами разделения труда. В числе актуальных обсуждаются следующие вопросы:

— если идеалом является всесторонне развитая личность, может ли она возникнуть при сохранении разделения труда с его требованием специализации?

— означает ли всестороннее развитие личности индивидуальное усвоение каждым человеком всех знаний и умений, накопленных обществом?

Разделение труда не отмирает в ближайшем будущем, рациональные пути его развития состоят в максимальном углублении специализации, что должно привести к более многосторонней подготовке, а это имеет непосредственную связь с законом перемены труда. Однако всесторонне развитая личность, или универсальный человек.[1], не означает усвоения личностью всех знаний, добытых обществом. Универсальность противоположна замкнутости, постоянному ограничению личности одним узким кругом занятий, но не специализации в определенной области деятельности.

Современными учеными признается продолжающееся развитие разделения труда и его влияние на общество. Это видно на примере появления новых специализаций и специальностей, вычленения новых сфер деятельности из уже существующих. Признается, что современное разделение труда представляет собой сложное, во многом противоречивое явление, имеющее отрицательные стороны, которые в интересах общества и личности должны быть устранены. Однако ему присущи и такие черты, которые служат техническому и социальному прогрессу.

Итак, разделение труда представляет собой сложную, развивающуюся систему. Оно имеет многообразную структуру и многообразные виды и формы, которые находятся в различных отношениях взаимосвязи с социально-экономической и материально-вещественной основой. Разделение труда существовало во все времена, однако протекало в разных социальных формах, характерных для определенного этана развития общества. В связи с этим исторически преходящим является не само разделение груда, а признаки, которые характеризуют тот или иной этап в развитии разделения труда.