Основы стратегии устойчивого развития

Принцип устойчивого развития признан многими развитыми странами, имеет международное звучание и приобретает значение, аккумулируя многие подходы к природопользованию и охране окружающей среды. Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440 утверждена представленная Правительством РФ Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Предложено при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения этой Концепции, осуществлять государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации. Ей посвящен ряд федеральных нормативных правовых актов, что позволяет считать эти положения принципом российского природоресурсного и природоохранного права.

Основу принципа устойчивого развития представляет положение о необходимости постоянного восстановления потребляемых природных ресурсов, поддержания окружающей природной среды в таком состоянии, которое обеспечит экономические и иные аспекты жизнедеятельности людей, общества, всего человечества.

Представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей в природных ресурсах.

Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда природным ресурсам, окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для природных ресурсов, биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным природоресурсным, природоохранным интересам будущих поколений человечества.

Изменение характера участия российского права и государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности позволяют создавать экономические условия, обеспечивающие более высокую деловую активность, в том числе в области природопользования.

При этом наряду с активизацией бизнеса повышается роль государства – гаранта сохранности природных ресурсов, окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области природопользования и охраны природы.

Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны формировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.

Направлениями перехода России к устойчивому развитию являются разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

Необходимы оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экологических систем страны; определение допустимого на них антропогенного воздействия; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития.

Переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических, правовых природоресурсных и природоохранных институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение природоресурсных и природоохранных прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство, гражданское общество, правовую, моральную и социальную ответственность всех его членов.

Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым нелегко. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб природным ресурсам, окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие Федерации, се субъектов, всех се регионов, что предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны.

Следует разработать и реализовать программы обеспечения рационального природопользования и оздоровления окружающей среды в зонах экологического бедствия, обеспечить их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях.

Движение нашей страны и всего человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой [1].