Лекция II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Цели обучения

1. Систематизировать теории социальной работы.

2. Рассмотреть теории психодинамического, поведенческого подходов, экзистенциально-гуманистической парадигмы в социальной работе, кризисную и задаче-центрированную теории социальной работы.

3. Выявить особенности их применения в процессе решения практических задач социальной работы.

2. Компетенции

1. Общекультурные (ОК):

– способность понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневнопрагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-2);

– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-6);

– умение строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь (ОК-7);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);

– умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-14);

– способность осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-16);

– владение навыками работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17).

2. Профессиональные (ПК):

– готовность к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

– способность к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

– готовность решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и ресурсов клиента (ПК-7);

– готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

– способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы (ПК-15);

– умение определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в области социальной работы (ПК-16);

– готовность представлять результаты исследования в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).

3. Показатели компетенции

1. Знание технологии выявления различных способов решения задач.

2. Понимание методики анализа, структурирования, оценки социальной информации с разных точек зрения, умение выделить в ней главное.

3. Применение полученных знаний для налаживания партнерских отношений в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям социальной работы.

4. Коммуникативные умения:

– способность строить логически верную, аргументированную и ясную устную и письменную речь;

– умение организовать деловое общение, приносящее максимальную пользу социальной защите населения;

– способность к профессионально и граждански мотивированному участию в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил и ресурсов человека.

5. Формирование критического мышления: способность понимать, осознавать, критически оценивать принципы и механизмы деятельности в рамках избранного профиля, конкретного случая.

6. Развитие умений самостоятельной работы:

– умение представить результаты исследований (презентация) в форме отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;

– готовность к принятию ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

– наличие навыков работы с компьютером, с информацией в глобальных компьютерных сетях.