Основные принципы, используемые в оценке бизнеса

Теоретической базой процесса оценки бизнеса (предприятия) является набор оценочных принципов, являющихся интерпретацией общих экономических законов для целей оценки. Они были сформулированы в результате многолетнего опыта зарубежных и отечественных теоретиков и методологов оценки и имеют отражение через призму рыночной экономической теории в практике оценочной деятельности.

Принципы оценки можно трактовать как описание свойств ее фундаментальных понятий и взаимосвязей между ними.

Традиционно выделяют четыре группы принципов[1].

1) принципы, основанные на представлениях собственника (пользователя);

2) принципы, связанные с эксплуатацией собственности (предприятия как единого имущественного комплекса);

3) принципы, обусловленные воздействием внешней рыночной среды;

4) принцип наиболее эффективного использования[2] предприятия как имущественного комплекса.

Все эти принципы взаимосвязаны, как это показано на рис. 6.1. На данной схеме представлен, как нам кажется, максимальный набор принципов из тех, что встречаются в оценочной литературе.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности и оценке предприятия все принципы должны быть задействованы, однако поскольку они отражают лишь основные экономические закономерности, в реальной жизни целый ряд факторов может искажать их действие и они могут быть использованы с разной степенью

Рис. 6.1. Взаимосвязь оценочных принципов

значимости, которая определяется конкретной ситуацией, складывающейся при оценке того или иного предприятия. Например, государственное вмешательство, позиция муниципальных органов управления либо несовершенство законодательных и нормативных актов могут искажать правильную картину реализации тех или иных принципов оценки. Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам они отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного их поведения. Вместе с тем но мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться[3].