Основные направления, средства, методы и формы перевоспитания осужденных

Направление воспитания (перевоспитания) – это один из путей решениях задачи воспитания. Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.

1. Правовое воспитание осужденных представляет процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление является ведущим. Его задача заключается в том, чтобы обеспечить высокое правосознание людей, выходящих из мест заключения.

2. Нравственное воспитание осужденных предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных качеств, формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения. В основе данного направление – формирование гражданина.

3. Трудовое воспитание осужденных направлено на закрепление или формирование трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так труд рассматривается одним из основных средств исправления и перевоспитания осужденных.

4. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных позволяет сохранять осужденному человеческое достоинство и направлено на развитие физических способностей, укрепления здоровья, формирования у них морально-волевых качеств. Сама обстановка предусматривает важное значение этого направления.

5. Активизация самовоспитания осужденных предполагает активизацию достижения осознания осужденным необходимости преодоления каких-либо негативных привычек, качеств личности и включиться в самовоспитательную работу. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. Это направление является ведущим во всей системе воспитательной деятельности с осужденными.

Средства исправления и перевоспитания осужденных делятся на средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности.

Средства педагогического процесса – это те средства, который выступают составной частью процесса перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, образование и культурно-досуговая деятельность, общественная работа.

Средства педагогической деятельности – это то, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства.

Рассмотрим основные средства педагогического процесса.

1. Труд как основа перевоспитания осужденных. Чтобы придать ему воспитательный характер необходимо:

– обеспечить общественно-полезный характер труда;

– использовать труд для удовлетворения потребностей индивида и как средство развития личных потребностей;

– способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию;

– обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;

– осуществлять состязательность в процессе труда, сплочение людей в интересах общего результата.

2. Режим как средство перевоспитания осужденных организует в основном внешние рамки поведения личности. Он представляет комплекс ограничений, запретов, требований и правил, охватывающих всю жизнь и деятельность осужденных, их труд, быт, питание, пользование предметами культурного назначения, общение с родственниками и знакомыми, свободу передвижения, отношения с администрацией, внешним миром, трудовыми коллективами. Такой особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью оказания карательного воздействия и потребностями специально-организуемого воспитательного процесса.

Воспитательное влияние режима заключается:

– в разрушении старых установок, позиций, переключение интереса, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступлению;

– разрушении старого стереотипа поведения и общения;

– формировании привычек и навыков нравственного поведения.

В то же время, излишняя строгая регламентация жизни и деятельности человека, может привести и к формированию таких качеств как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество. Предусматривается и снижение в воспитательных целях режимных требований по мере исправления человека.

3. Образование осужденных. Практика убедительно доказала действенность обучения как средства их исправления осужденных. Учащиеся-осужденные меньше нарушают режим отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают. Каждый урок представляет дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых – осужденных. В настоящее время среди осужденных растет число лиц с низким уровнем, поэтому потребность и возможности образования в перевоспитательной деятельности естественно возрастает. Действуют две системы образования осужденных – общего и профессионального образования.

Организационными формами профессионального образования осужденных являются:

индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой срок наказания, осуществляется шефом или наставником из числа квалифицированных специалистов. Его главная задача – быстрое включение осужденного в трудовую деятельность;

бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора – опытного специалиста. Задача – подготовка большого количества рабочих массовых профессий;

курсовое обучение – создание курсов от 10 до 70 человек. На них изучается теория и проводятся практические занятия. Задачи – повышение квалификации, изучение нового оборудования и технологий, обучение передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям;

в школах передового опыта – для знакомства осужденных с передовыми методами труда без отрыва от производства;

классы мастеров охватывают по 25–30 человек но одной или смежным специальностям. Их задача – обеспечение предприятий колонии квалифицированными рабочими.

Высшей формой профессионального образования в исправительных учреждениях является обучение в профессионально-техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не имеет никакой специальности и изъявил желание учиться.

4. Культурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Использование свободное время для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.

Методы воспитания осужденных – это те же методы общей системы воспитания, но применяемые в специфических условиях исправительных учреждений.

К основным методам воспитания осужденных относятся:

методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых, – это методы убеждения, организации деятельности, пример;

методы коррекции – это методы, которые непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая формирования нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят – методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), метод организации перспективных линий, метод параллельного действия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.

Среди форм реализации перевоспитания, исправления осужденных следует отличать:

формы системы исправления – это организационная система в дайной колонии или специальном образовательном учреждении, предназначенной для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная;

формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса – это содержательно-организационные основы, обусловливающие педагогический процесс колонии, исправительного учреждения. К ним относятся: трудовой лагерь, учебно-трудовой лагерь; спецшколы;

формы педагогического взаимодействия – это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени, те же формы педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного учреждения. К ним относятся: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения;

формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту (индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту (воспитателя, группы воспитателей, группы осужденных, коллектива осужденных); по месту проведения воспитательного мероприятия (аудиторные, клубные, спортивный); по использованию преимущественного метода воспитания (лекционные, беседы, упражнения, состязательные).

Все формы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспитательную деятельность. Однако каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания.