Основные направления развития российской статистики

Помимо Росстата, являющегося, как уже отмечалось, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики и обеспечивающего потребителей официальной статистической информацией, федеральные государственные статистические наблюдения проводят статистические подразделения других федеральных органов власти (например, Банка России). Информация, предоставляемая федеральными органами государственной власти, используется Росстатом при подготовке макроэкономических расчетов и публикаций сводных информационных материалов.

С 1992 г. в России в связи с переходом экономики страны на рыночные отношения были реализованы две комплексные федеральные целевые программы реформирования государственной статистики.

В настоящее время приоритеты развития государственной статистики определены Федеральной целевой программой развития государственной статистики Российской Федерации на 2007–2011 годы. Эта Программа предусматривает интеграцию всех информационно-статистических ресурсов в масштабах страны. Реализация данной задачи предполагает объединение статистических информационных ресурсов всех федеральных органов исполнительной власти, производящих статистическую информацию, с обеспечением доступности пользователей к этим ресурсам. Наиболее общие направления дальнейшего совершенствования российской статистики в указанной Программе формулируются следующим образом:

интеграция всех статистических информационных ресурсов в масштабах страны на базе методологической и технологической совместимости, объединения информационных статистических ресурсов для эффективного использования их при решении задач управления и прогнозирования во всех сферах экономики;

доступность открытых статистических данных и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей;

научный подход и применение международных статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы статистических показателей и методов их формирования;

• обеспечение развития технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных с использованием современных информационно-коммуникационных систем, включая интернет- технологии;

снижение нагрузки на респондентов путем расширения применения практики использования в статистических целях административных данных;

• обеспечение повышения качества официальной статистической информации,

создание и внедрение корпоративной системы документооборота.

По результатам реализации рассматриваемой Программы должны быть обеспечены:

– повышение скорости обработки информации на 10–15%;

– увеличение объема статистической информации, находящейся в свободном доступе, на 20%;

– рост числа пользователей информационных ресурсов государственной статистики на 22–25%;

– снижение доли малоквалифицированного труда, включая ручной ввод данных, на 20%;

– увеличение доли отчетности, представляемой в электронном виде по крупным и средним предприятиям, к 2011 г. до 30%.

Решение сложнейших задач, поставленных в описываемой Программе развития государственной статистики, предполагает создание современных центров обработки данных, внедрение информационнотелекоммуникационных систем с использованием высокоскоростных цифровых каналов связи и хранилищ данных большой емкости и т.д.

С нашей точки зрения, следует выделить две важнейшие задачи, определенные в рассматриваемой Программе:

формирование единой межведомственной информационно-статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия управленческих решений;

• создание единой национальной системы показателей.

Рассмотрим их подробнее и приведем несколько примеров, характеризующих современное состояние проблем статистики.

Существующая система информационного обеспечения органов государственной власти строится на основе федеральных статистических информационных ресурсов, аккумулирующих официальную статистическую информацию, которая носит межведомственный характер и разрабатывается, помимо Росстата, более чем 60 министерствами и ведомствами[1].

Например, для обеспечения расчета показателя личных денежных доходов населения в разрезе муниципальных образований необходимо наладить получение Росстатом данной информации на основе материалов, имеющихся в отчетности:

• Федеральной налоговой службы – ФНС России (в части налогооблагаемой базы при исчислении подоходного налога с работающих на предприятиях и организациях и с физических лиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью);

• Пенсионного фонда РФ – ПФР (в части выплаченных пособий и пенсий);

• Фонда социального страхования РФ (в части показателей расходования средств на обязательное социальное страхование);

• Федеральной службы занятости (в частности показателей выплаты пособий по безработице);

• Министерства здравоохранения и социального развития РФ – Минздравсоцразвития России (в части показателей выплаты пособий на детей);

• Банка России (в части сумм выплаченных процентов на вклады граждан);

• Казначейства РФ (в части сумм выплаченных стипендий)[2].

В связи с этим чрезвычайно важна интеграция информационных ресурсов Росстата с ресурсами других министерств и ведомств.

В 2006 г. различными государственными структурами разработано несколько систем показателей, характеризующих в той или иной степени социально-экономическое развитие субъектов РФ.

Так, Министерством регионального развития РФ (Минрегионом России) разработана Унифицированная система показателей, характеризующих место субъекта РФ в социально-экономическом развитии РФ. В своем последнем варианте (октябрь 2006 г.) эта система включала около 300 показателей.

Минэкономразвития России проводится работа по созданию на региональном уровне:

• системы показателей оценки деятельности субъектов бюджетного планирования;

• системы федерального мониторинга территориального социально- экономического развития РФ.

В сентябре 2006 г. Президиумом Государственного совета РФ был одобрен перечень из 187 показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

Сформирован перечень показателей, позволяющих отслеживать ход реализации приоритетных национальных проектов.

Такое многообразие разработанных и еще разрабатываемых систем показателей требует создания единой национальной системы показателей, которая позволит решать сразу несколько практических задач статистики федеральными и региональными органами государственной власти РФ. Обеспечение единства информационного пространства показателей особенно необходимо в условиях растущей потребности в более детальной информации на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, деятельность органов государственной статистики в Российской Федерации не может рассматриваться в отрыве от процесса объединения статистиков разных стран в международное сообщество.