Основные направления повышения эффективности управления системой экономической безопасности России

Одно из важнейших требований к законодательству в условиях пока еще низкой правовой культуры хозяйствующих субъектов – относительная простота правовых норм как с точки зрения их усвоения участниками хозяйственной жизни, так и с точки зрения контроля. При этом нормы должны быть максимально конкретны и реалистичны, что позволит сузить границы их произвольного толкования чиновниками.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности России включает в себя следующие элементы:

– создание информационной базы для объективного и всестороннего мониторинга экономики и общества и осуществление этого мониторинга в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;

– разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, оценка результатов их осуществления;

– создание условий для реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.

Осуществление этих функций требует использования системы индикаторов экономической безопасности. Частично эта система определена в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности осуществляется через систему обеспечения экономической безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения, должностные лица, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом о безопасности, и регулируется законодательством, регламентирующим отношения в сфере безопасности.

В основу системы обеспечения экономической безопасности положен принцип взаимосвязи, сбалансированности и интеграции со всеми элементами экономической политики государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, отдельных граждан и общества в целом.

Государственная деятельность, направленная на предотвращение внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ, осуществляется на всех уровнях экономики и государственного управления.

Система и механизмы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации включают следующие элементы.

1. Система защиты национальных интересов Российской Федерации в сфере экономики базируется на установлении и нормативно-правовом закреплении Правительством РФ обязательных процедур по формированию целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и противодействие угрозам экономической безопасности государства, при разработке:

– стратегий и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

– краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

– проектов бюджетов на федеральном и региональном уровнях;

– законодательных и иных нормативных правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам;

– федеральных и региональных целевых программ.

2. Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ являются:

– прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и могущих возникнуть факторов и процессов, угрожающих его экономической безопасности в прогнозном периоде;

– мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности для государства;

– разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности России по всем сферам и отраслям экономики;

– экспертиза проектов законодательных и иных нормативных и правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения защищенности от внутренних и внешних угроз национальным интересам государства в области экономики. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент РФ.

3. В целях реализации комплекса мер и механизмов по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности государства Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции:

– определяет функции федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности РФ с обязательным отражением этих функций в положениях о соответствующих министерствах и ведомствах РФ;

– организует разработку на основе Государственной стратегии экономической безопасности соответствующих программ обеспечения экономической безопасности по отдельным отраслям и сегментам экономики и субъектам РФ;

– организует взаимодействие правоохранительных органов и органов государственного финансового контроля в рамках обеспечения эффективного противодействия правонарушениям в сфере экономики.

4. Совет Безопасности РФ совместно с Правительством РФ:

– осуществляет накопление, анализ и обработку информации о функционировании системы обеспечения экономической составляющей национальной безопасности РФ, выработку рекомендаций по ее совершенствованию;

– организует мониторинг, ситуационный анализ и прогнозирование факторов, отвечающих за возможное возник

новение внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства;

– организует с позиции экономической безопасности РФ подготовку заключения на проект федерального бюджета и основные направления социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

– информирует (не менее чем раз в год) Президента РФ о ходе реализации Государственной стратегии экономической безопасности, об изменении уровня угроз национальным интересам государства в области экономики, о работе, проводимой федеральными и региональными органами исполнительной власти по обеспечению экономической безопасности РФ, и при необходимости вносит предложения по принятию мер, адекватно противодействующих возникающим угрозам, или по корректировке целей Государственной стратегии экономической безопасности или проводимой экономической политики;

– отслеживает с позиции обеспечения экономической безопасности государства важнейшие процессы, происходящие в экономике и социально-политической сфере, и при выявлении факторов, угрожающих экономической безопасности государства, информируют об этом Президента РФ;

– взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ при рассмотрении законопроектов, касающихся важнейших экономических, хозяйственных, финансовых и социально-политических вопросов, а также законопроектов, регламентирующих отношения в сфере безопасности.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

– четкое разграничение функций аппаратов Президента РФ, Российской Федерации и Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

– четкое определение задач федерального и местного уровней и соответствующее разграничение по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ при обеспечении единства системы исполнительной власти;

– адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

– обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;

– разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

– выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

– совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

– выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

– усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

– укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

– привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

– расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками СНГ.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности.

Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимо усиление внимания общества, органов государственной власти РФ к развитию государственной страховой и частной медицинской помощи. Необходимо осуществлять государственную поддержку отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализацию федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф и т.п.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

– рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

– предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов:

– предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

– экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

– безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

– создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ;

– совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшее проведение активного внешнеполитического курса.